Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Риторика /

Лекции по риторике

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания.

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот.

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.

1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил диалектики.

Оратория

Риторический анализ и риторический эскиз речи

1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического риторического канона.

2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.

3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.

4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.

5. Особенности структуры хрии и ее использования.

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).

2. Диспозиция – расположение изобретения.

3. Элокуция – словесное оформление мысли.

4. Меморио – запоминание.

5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).

Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

1) введение;

2) предложение;

3) повествование;

4) подтверждение;

5) опровержение;

6) заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция.

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.

Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели  топы  «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.

Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Смысловая модель: Род, вид

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция.

Смысловая модель: Определение

Предмет речи очень просто можно определить через блиайшие родовые и видовые отличия.

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.

I способ – подвести под общее понятие.

II способ – определить предмет речи через противопоставление.

III способ – используя метонимию – через смежность предмета.

IV способ – через последовательное перечисление свойств.

Троп: целое, часть.

Используется для определения:

1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;

2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне – синтез.

I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.

II. Самые заметные признаки и свойства.

Второй этап классического риторического канона – диспозиция.

Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Рекомендации старых риторик:

По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

1) описание неодушевленных предметов:

- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

- смысловая модель целое-частное;

- внешние свойства (форма, материал);

- место, где встречается данный предмет;

- функции предмета;

- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

2) схема описания одушевленных предметов (животных):

- определение, использование, топ, род, вид;

- свойства, внешний вид;

- действия, образ жизни;

- свойства внутренние: характер, нрав;

- польза;

3) требования при описании технического предмета (инструкция);

- описание должно быть понятным, полным, точным.

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)

2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть

3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:

а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;

б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.

Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

3) выразить нравственную идею, моральную мысль.

Как рассказывать истории

Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).

Рекомендации:

1. Начало повествования:

а) обращение к адресату;

б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

г) место, время действия, лицо.

2. Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

3. Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Принципы создания интересного рассказа:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»