Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Риторика /

Основные качества речи

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходя¬щая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяет¬ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар¬ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употреб¬ления можно разделить на две большие группы — лексику неогра¬ниченной сферы употребления, в которую входят общеупотреби¬тельные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектиз¬мы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определен¬ной сфере — профессиональной, территориальной, социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из обще¬употребительных слов, которые в определенных социальных усло¬виях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд русско¬го языка огромен. Он-то и делает нашу речь общедоступной для каж¬дого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова и выражения, использу¬емые людьми одной профессии (журналисты, электронщики, плот¬ники, шахтеры и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям.

Для них характерна большая детализация в обозначении специ¬альных понятий, орудий труда, производственных процессов, мате¬риала. Так, коневоды различают лошадей по назначению: упряжная, верховая, вьючная, а первая в упряжке: коренная, пристяжная, ды-шельная, выносная (подседельная и подручная); в речи плотников и столяров инструмент для строгания досок рубанок имеет разновид¬ности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, на¬струг, шпунтубель, калёвка, зензубель. В профессиональной речи бревна и доски различают по размеру, форме и называются: брус, ле¬жень, пластина, четвертина, горбыль и др.

Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами. Так водители автобусов, грузовиков, легковых ав томобилей руль называют баранкой, полиграфисты принятый на письме знак — кавычки по их виду образно называют ёлочками (« »), лапками (" "), общий заголовок в газете — шапкой.

Диалектная лексика — слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, по¬нятные лишь жителю данной местности. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калуж¬ском говоре).

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений об¬щенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.

Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому об¬щению людей, жаргон — «тайный» язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государ¬ством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» — тайный язык офеней — торговцев раскольничьими книга¬ми и иконами.

Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это яв¬ление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных кор¬ней. Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоу¬тверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргониз¬мы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенному «клану» — возрастной группе. Применяются эти сло¬ва бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а проис¬хождение чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ли кто-ни¬будь, употребляя модное в свое время словечко «клёво», подозревал, что оно давно известно в рязанских, владимирских, тамбовских го¬ворах, обозначая в них «хорошо».

Все жаргонные слова представляют собой стилистически снижен¬ную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем ус¬таревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то мож¬но свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как пра¬вило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы упот¬ребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например в качестве выразительных средств, подчеркивающих отно¬шение говорящего, но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конк¬ретном случае.

Особого внимания требует использование еще одной значитель¬ной группы слов ограниченной сферы употребления — терминоло¬гической лексики.

Термины — это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, тех¬ники, искусства, общественной жизни и т. п. Напомним, что поня¬тие — это мысль об общих существенных свойствах, связях и отно¬шениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания.

Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что пред¬ставление об инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с того момента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено само представление об инерции и понятие вошло в научный оборот. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все вели¬кие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной терминологии.

Немалый вклад в становление российской терминологии внес М. В. Ломоносов. Ему принадлежат названия: северное сияние, зем¬ная ось, воздушный насос, удельный вес и др. Фиксируя время рождения того или иного термина, можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, о появ¬лении новых научных направлений.

Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли терми¬ны слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у от¬правителя и получателя снижает эффективность восприятия.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как сле¬дует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов. Их используют лексикографы, состав¬ляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; полити¬ки, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приема¬ми объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в по¬вышении ее культуры.

Логическое определение. Ученикам одного класса предложили написать, что означает слово стол. Приведем некоторые ответы: «Стол — неотъемлемая часть быта, общественных и других учреждений»; «плоскость различных форм, которая служит для удовлет¬ворения удобств человека в работе»; «вещь, удовлетворяющая одну из человеческих потребностей»; «предмет постоянного пользования».

Обратите внимание: толкования учащихся слишком общие, под их определения можно подвести другие слова. Например, «предмет постоянного пользования» — это может быть стул, тарелка, книга, мыло, полотенце и многое другое. А теперь сравните ответы учащихся со словарной статьей в толковом словаре: «Стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который кладут или ставят что-либо».

Объяснение значения слова стол в толковом словаре относится к логическому определению, т. е. определению понятия через бли¬жайший род и видовое отличие. Логическое определение считается наиболее рациональным способом толкования научных терминов.

Рассмотрим, как строится логическое определение.

Возьмем, к примеру, определения двух понятий: логика — наука о законах и формах правильного мышления; педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении. Прежде всего называется род определяемого понятия, т. е. дается ответ на вопрос «что это та¬кое?» — наука. Затем указываются признаки видового понятия это¬го же рода — «о законах и формах правильного мышления (логика»;

«о воспитании, образовании и обучении»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»