Риторика /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.
Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее потрясение.
Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6 – го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из которых проводился в форме урока – игры. Как было уже упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
Пятиурочный курс речевого этикета.
Урок первый. ЭТИКЕТ.
Каждый из нас пользуется такими прекрасными “ волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “ спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “ волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на уроке.
( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette - это установленный порядок поведения, форм обхождения. )
В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим вслух его по слогам.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем, кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет представляет собой совокупность словесных ( только ли? ) форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не находились.
Назовите мне разные вежливые слова, какими вы пользуетесь.
Теперь попробуйте с разной интонацией произнести следующие слова и фразы:
“ Здравствуй “
“ С Днём Рождения ! “
“ Рад тебя видеть “
“ До свидания “
А теперь скажите, важно знать только то, что нужно сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную интонацию.
А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью мимики и движений поздороваться так, чтобы:
1. обидеть человека;
2. выказать своё уважение к его возрасту;
3. показать, что ты соскучился;
4. выказать пренебрежение;
5. показать своё расположение.
Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают честь.
Все действия людей, выполняемые при произнесении слов, необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ), значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке, мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу - знак фамильярного отношения.
Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно, ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в зависимости от их общей звуковой окраски.
Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с оттенком:
- равнодушия;
- радости;
- злости;
- ехидства;
- уважения.
С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией радости и уважения.
Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета, узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что этикет - это не только правила говорения, но и правила поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали, молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….
Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.
Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете, что означает моё приветствие? Правильно, говоря “ здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим ) слове ( или в поклоне, означающем то же самое ) заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”
Скажите друг другу слово приветствия.
Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Молодцы!
- Привет!
- Чао!
- Как дела!
- Рад видеть!
- Сколько лет, сколько зим!
- Добрый день ( утро, вечер )!
- Здорово!
- И др.
( Можно провести это в форме соревнования по рядам - кто больше назовёт ).
Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь не все они означают одно и то же и не все можно применить в одной ситуации.
Давайте попробуем поделить названные нами приветствия на те, которые можно сказать:
- знакомому;
- незнакомому;
- ровеснику;
- человеку старшего возраста;
- в зависимости от времени суток;
- близкому другу
- и др.
Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и жесты, и мимика.
Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой. Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе в тетрадь ).
Продемонстрируйте по парам различные ситуации приветствия на ваш выбор.
( В это время класс внимательно наблюдает и делает замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у них хорошо получилось. )
Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры, а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..
Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.
У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых. И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя, знакомые друзей, родителей и т. д.
Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это было для вас?
Только что приведённые вами примеры показывают, что уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться.
По правилам этикета взрослый человек ( если он один ) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем эту ситуацию.
Если в классе новый ученик, то его представляют после огласки списка учащихся.
В ситуации, где один человек знаком со всеми присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед мужчинами принято у очень многих народов.
В компании ровесников как поступают, знаете? Да, сперва знакомят с новеньким, а только потом всех представляют ему.
Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с доски принятые в этикете формы знакомства:
- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…
- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )…
- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )…
- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА…
- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО…
- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
|
|