Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Риторика /

Эффективность школьной риторики

←предыдущая следующая→  
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Скачать реферат


очень наглядно видно, что учащиеся класса, где риторика преподавалась ( гуманитарный класс ) во всех отношениях более риторически грамотны. Они допускают меньшее число лексических ошибок, лучше и чётче выстраивают свои мысли, больше риторических фигур используют, большим объёмом слов оперируют в своих высказываниях. Хотя можно отметить, что сильны были и учащиеся специализированного класса - математического, их показатели значительно выше, чем в физкультурном классе, где риторика тоже не преподавалась. Это можно объяснить тем, что в программе этого класса большое количество предметов, частично восполняющих риторику, учащих детей говорить и говорить правильно. Но мы считаем, что это не совсем взаимозаменимые вещи. Риторику не продублировать, это предмет слишком специфичный.

Можно отметить, что учащиеся класса, где была введена риторика, более раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. В них сильнее чувство коллектива, что не мешает им и осознавать себя личностями. Специфика предмета их располагает к отсутствию страха перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на внеурочные отношения с окружающими. По мнению самих учащихся, предмет риторика многое им дал в общении не только со сверстниками, но и с людьми незнакомыми, независимо от их возраста. Уроки не совсем обычны, это позволяет учащимся окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости. Преподаватель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно побыть кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? Разве что литература, но и там говорят лишь немногие. А риторика заставляет говорить всех.

Учителя отмечают, что учащиеся класса, где преподаётся риторика, стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало « молчунов «. У детей даже появился какой – то блеск в глазах. Лучше они стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными.

Мы и некоторые из опрошенных учителей считаем, что предмет риторика должен вводится в школы и в первую очередь в негуманитарные классы, так как именно там возникают большие проблемы у учащихся с речью, они не только не умеют высказывать свою мысль, они ещё и боятся это делать. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в школьную программу и особенно в программу общеобразовательных школ, ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айдарова Л. И., Цукерман Г.А. Психологическая необходимость изучения поэтики в курсе русского языка // Вопросы психологии, № 1, 1977.

2. Античные риторики. М., 1978.

3. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, с. 118 – 128.

4. Бадмаев Б. Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М., 1983, с. 78.

5. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 423.

7. Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: « Наука «, 1991.

8. Берхин Н. Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков // Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 99 – 107.

9. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов – на – Дону, 1996, с. 576.

10. Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

12. Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

13. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л. А. Умеете ли вы общаться ? М., 1991.

14. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

15. Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.

16. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.

17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

18. Зарифьян Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.

19. Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.

20. Зыбина Т. М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.

21. Иванова С. Ф. Риторика завоёвывает место в школе // Русский язык в школе, 1991, № 2.

22. Интегрированный урок – игра « Сказка и речевой этикет « // Русский язык в школе, 1995, № 2.

23. Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.

24. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.

25. Кохтев Н. Н. Риториа. М.: " Просвещение ", 1994.

26. Кохтев Н. Н. Риторика. Программа для VII – IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе, 1993, № 3.

27. Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226, 272 – 304.

28. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.

29. Ладыженская Т. А. Информационно – методическое письмо // Начальноя школа, 1997, № 8.

30. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Новый комплекс « Детская риторика « // Начальная школа, 1995, № 5, с. 54 – 58.

31. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Речь и культура общения // Начальная школа, 1990, № 8.

32. Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.

33. Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 – 228.

34. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. И., 1975.

35. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Ломоносов М. В. Труды по филологии ( 1739 – 1758 ), Т. VII, Лениздат АН СССР, 1952, с. 23.

36. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

37. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1981.

38. Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1991.

39. Малышев А. А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.

40. Маркова А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 21 – 32.

41. Маров В. Н., Вагапова Д. Х. Риторика - учителю. М., 1993.

42. Марченко О. И. Риториа как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

43. Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1980.

44. Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.

45. Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

46. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

47. Об ораторском искусстве. М., 1973.

48. Общая риторика. М., 1986.

49. Педагогическое речеведение. Словарь - справочник / Под редакцией Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М., 1998.

50. Пичугов Ю. С. Программа курса " Риторика " для Х классов // Русский язык в школе, 1993, № 2.

51. Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 Томах, Т. 2, М., 1993.

52. Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. М., 1991.

53. Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.

54. Рождественский Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.

55. Русская риторика. Христоматия. М., 1996.

56. Смелкова З. С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

57. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.

58. Сычёв О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М., 1991.

59. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

60. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 103.

61. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. М. - Л., 1964.


←предыдущая следующая→  
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»