Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Риторика /

Эффективность школьной риторики

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Скачать реферат


осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.

5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога.

6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.

7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 )

Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:

• « Горное эхо «,

• « Разговор в лесу «,

• « Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

Изложены следующие советы:

• Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.

• Выучить начало и конец лекции.

• Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Основные положения главы:

• Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.

• Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать.

• Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках.

• Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания.

• Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.

• Нужно помнить, что молчание может быть различным.

• Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:

1. Активное введение риторического вопроса.

2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.

3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.

4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.

5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:

- запланированная неожиданность,

- нестандартность ситуации постановки проблемы,

- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.

2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока:

1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;

2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )

Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп.

Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»