Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Риторика /

Эффективность школьной риторики

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Скачать реферат


чём от-

ражается её подготовленность¬

У—2. Составлять опорный кон- спект (как при слушании ) Опорный конспект ( как при слушании )

Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я (успешная, эффективная)

У—2. Пользоваться толковым слова¬рём синонимов Толковый словарь. Словарь си- нонимов. Словарь языка писа- телей. Словарь эпитетов .

Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы

У—1. Определять начальное и конечное пред¬ложения как признаки тематического и смы- слового единства текста Тексты. Начальное и конечное (последнее) предложения тек- ста как яркие признаки смыс- ловой цельности текста

У—2. Подбирать конечное (завершающее ) предложение к незавершённому тексту

У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь спо¬собом исключения подробностей и способом обоб- -щения Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсу- ждения ( темы, проблемы )

У—1. Анализировать вывод (в рассуждении ), его целесообраз- -ность Вывод в рассуждении

У—2. Создавать к «новым» сло- вам словарные статьи Словарные статьи в толковом словаре

У—2. Рассказывать весело (с юмором ) о забавных, смешных случаях из своей жизни¬ Речь разговорная с элементами художественной речи. Весёлый рассказ.

У—2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных собы- тиях своей жизни¬ Рассказ о памятных событиях своей жизни

У - 1. Определять особенности содержания и речевого офор- мления писем в газету Газетный (публицистический) стиль

У—1. Анализировать нформа- ционную заметку в газету, её соответствие речевой задаче и жанровым особенностям Информационная заметка в газе- ту. Хроника

У—2. Создавать текст — под- пись под фотографией в газете¬ Подпись под фотографией в газе- те

У—2. Написать информацион- ную заметку в газету типа - что, где, когда и как произошло

( 30; 57 – 58 )

2. 5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКОВ РИТОРИКИ В РАЗНЫХ КАТЕГОРИЯХ ШКОЛ.

Теперь мы попробуем дать краткую характеристику описанным выше учебным пособиям.

Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это довольно неплохой учебник с хорошими заданиями, но, на наш взгляд, он написан языком, который скорее будет понятен преподавателю, нежели учащимся. Изобилие сложных фраз ещё не является показателем педагогической грамотности составителя учебника.

Нам не понравилось, что автор взял за определение риторики лишь одну её сторону - ораторское искусство , т е. учебник призван готовить ораторов. Поэтому мы считаем, что курс Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО правильнее было бы назвать " МАСТЕРСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ". В таком случае, его не имеет смысла разбивать на несколько лет, а в целях лучшего усвоения включить в программу одного года ( какого - зависит от развития и успеваемости коллектива ).

Как и указано самим автором, этот курс можно ввести лишь в специализированных учебных заведениях: гимназиях, лицеях, школах с гуманитарным профилем ), т. к. для других он будет сложен. И в этом мы видим большой " - " составителя, потому, что уметь убеждающе говорить и просто уверенно выражать свои мысли должны все.

Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.

" Риторика " Кохтева, как и " Риторика " Михайличенко, направлена на развитие ораторского мастерства учащихся, при чём учащихся специализированных школ, гимназий и лицеев. Но это более обстоятельное пособие, чем предыдущее. Теория здесь достаточно основательно подкреплена примерами - блестящими образцами красноречия. Опорные схемы - не новый, но очень помогающий приём. Обилие разнообразных упражнений - тоже " + " пособию.

Язык " Риторики " Кохтева будет понятен учащимся, а возможная разбивка преподавателем одной главы на уроки по количеству вопросов в ней поможет лучше разобраться в материале.

Учебник удобен тем, что позволяет изучать ораторское искусство и самостоятельно. На это же рассчитаны и возможные ответы на вопросы в конце пособия.

Обилие разнообразных вопросов и заданий направлено на формирование у учащихся навыков анализа и самоанализа.

" Минус " - узконаправленность понимания риторики и круга учебных заведений, где она может преподаваться.

А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Это учебное пособие полностью оправдывает своё предназначение - помощь в коммуникативной лингвистике и риторике учителям и студентам вузов ( готовящимся в учителя ). Все задания, весь материал посвящён лишь указанной выше цели.

Пособие очень ценно, тем более, что педагог - риторик может воспользоваться им как дополнительным ( в некоторых темах ), и для работы в школе, т. к. в нём немного раскрыты и такие важные темы, как диалог и речевой этикет. ( В предыдущих учебниках этого не было .)

Пособие может стать настольной книгой молодого учителя любого предмета ( к чему и стремился автор книги ).

Один из " минусов " пособия - недостаток примеров и средств наглядности.

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА ". V КЛАСС.

Учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, на наш взгляд, на сегодняшний день является самым лучшим из всех имеющихся. Он разнопланов и разнонаправлен. Задумка авторов - серия учебников с I – по XI класс - позволяет вырастить грамотное поколение, умеющее общаться и вести себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов.

Учебник Ладыженской лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное - они учатся говорить.

Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и лёгкость в общении, научить умению говорить не только убедительно ( что тоже немаловажно ), но и просто говорить красиво.

Компьютерные игры, входящие в курс Риторики, как показывает опыт, очень нравятся учащимся. Не только те, которые умеют обращаться с компьютером, но и те, которые в первый раз пришли в компьютерный класс, быстро и легко включаются в работу, выполняют её с интересом.

Экспериментальная проверка использования компьютерных программ на уроках риторики показала их преимущества: усиливается интерес к предмету, облегчается запоминание этикетных формул, формируется устойчивый навык, т. к. ребёнок может многократно повторить работу с программой.

И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.

Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ содержания учебников позволил нам предположить, что наиболее перспективным для использования в средней школе будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков. Использование его в школьном обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Сделанный анализ учебников позволил нам предположить, что наиболее эффективным для развития красноречия и вообще риторических умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород. Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые, на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»