←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Кафедра “Менеджмента”
Курсовая работа по дисциплине “Статистика” на тему:
“ Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности ”
Выполнил: студент группы У-22
___________________
Проверил:___________________
Калининград - 2003
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Система показателей статистики науки и инноваций. 4
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности. 7
1.2.1. Показатели кадрового потенциала. 8
1.2.2. Показатели материально-технической базы. 10
1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок. 12
1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности. 14
1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий. 15
1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации. 16
1.4. Статистическое изучение результативности научной и инновационной деятельности. 18
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 21
3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. 23
4. РАСЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО “АЙСБЕРГ - АКВА”. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Введение
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Челове¬ческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информа¬ционное общество, основу жизнедеятельности которого составляют про¬цессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компью¬терной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняют¬ся характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы обра¬зования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потреб¬ления.
Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллекту¬альной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно опре¬деляют параметры экономического роста. На долю наукоемких отрас¬лей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более половины валово¬го внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются наиболее вы¬сокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Меры по реформированию российской статистики, предпринятые в 1993—1999 гг., способствовали не только качественному совершенство¬ванию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных услови¬ях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная от¬разить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предпри¬ятий.
Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с произ¬водством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны от¬раслей и предприятий. С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, со¬хранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсифи¬кации производства и повышения его эффективности, выступает как со¬ставная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществлен¬ных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, ли¬цензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочис¬ленными объективными и субъективными трудностями (недостаточны¬ми финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутстви¬ем собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-техничес¬кой и маркетинговой информации и т.п.).
Таким образом, анализ тен¬денций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки теку¬щих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.
1. Теоретические основы статистического изучения научно-технической и инновационной деятельности
1.1. Система показателей статистики науки и инноваций.
Непосредственная трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокуп¬ности они приводят к инновациям. Научные исследования и разработ¬ки являются не только источником новых идей, но могут осуществлять¬ся на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:
• производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характе¬ристик;
• технологическая подготовка и организация производства, охваты¬вающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, мето¬дах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
• приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме па¬тентов, патентных лицензий на использование изобретений, про¬мышленных образцов и полезных моделей; результатов исследова¬ний и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжи¬ниринговых, консультативных и др.);
• приобретение овеществленной технологии — машин и оборудова¬ния;
• подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;
• маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельнос¬ти, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая раз¬вертывание дистрибьюторских сетей.
Статистика изучает количественные параметры явлений и процес¬сов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворе¬ние потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики науки и иннова¬ций является разработка определений и классификаций, системы соот¬ветствующих показателей и методологии их исчисления.
Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного по¬тенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью раз¬работки такой экономической категории, которая бы отображала наи¬более общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования сис¬темы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.
Научный и инновационный потенциал рассматривается как сово¬купность ресурсов научной и инновационной деятельности на опреде¬ленном этапе развития общества. Неотъемлемым при¬знаком научного и инновационного потенциала является характеристи¬ка возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющих¬ся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования. Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ре¬сурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.
Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущ¬ности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статис¬тического
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|