Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Статистика /

Статистика религиозных организаций

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Российский Государственный Социальный Университет

Гуманитарный факультет

Кафедра политологии

Реферат по дисциплине “Статисика”

На тему: ”Статистика религиозных организаций”

Выполнил: студент 1-го курса Иванов Кирилл

МОСКВА 2004

Одним из обсуждаемых в последнее время аспектов проблемы "российское общество и религия" является вопрос о количестве верующих вообще и приверженцев той или иной религиозной конфессии в частности.

В зависимости от выбранных критериев, оценки, например, количества православных в России колеблются от 4-6 до 70, а то и 80 с лишним процентов.

Проведенное Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в феврале-марте 2003 г. социологическое исследование "Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век" показало, что на рубеже нового столетия о своей вере в Бога заявило 46,9% респондентов, что почти в четыре раза больше, чем в конце 1970-х гг. В то же самое время, почти в два с половиной раза уменьшилось количество тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы (10,3%). При этом колеблющихся между верой и неверием оказалось 25%. Одновременно выяснилось, что общее число верующих (46,9%) гораздо меньше общего числа приверженцев различных конфессий (69,5%).

Среди тех, кто относит себя к неверующим (37,6%), "оказались и те, кто верит в черта (1,6%), приметы (14,7%), в некую сверхъестественную силу (13,2%), в загробную жизнь (2,8%), колдовство и магию (3,4%), в переселение душ (2,4%) и т.д." Подобные данные показывают противоречивый, нецельный характер мировоззренческих взглядов неверующих. Их, воззрения, так же как и верующих, отличаются во многом размытостью, отсутствием однозначного содержания. Все это еще раз подтверждает то обстоятельство, что у основной массы россиян, безотносительно от того, верующие они или нет, в собственно мировоззренческих взглядах наблюдается немало архаичных, в том числе дохристианских и домусульманских представлений, языческих традиций".

Многие из тех, кто заявляет о своем неверии, одновременно склонны подчеркивать авторитет РПЦ в решении социальных и нравственных проблем, демонстрируя, таким образом смешение конфессиональной и национальной идентичности. Из этого обстоятельства следует, что нельзя определять значение и роль религии и Церкви, их возможности для жизни и перспектив России, исходя только из числа верующих".

Более половины населения, идентифицирующих себя с этой религиозной группой - очень высокий показатель. Несмотря на видимую утрату населением религиозных традиций, Россия встретила второе тысячелетие Рождества Христова в массовом обращении своих людей к Православию".

Среди представителей академической науки 89,7% отнесли себя к православным (5,3% - к мусульманам, 4,4% - к приверженцам других религий, 0,6% не считают себя верующими), а среди военнослужащих - 79% (к мусульманам - 9%, к буддистам - 2,5%, к католикам - 0,5%, к протестантам - 1,5%). Но при этом приводятся данные, свидетельствующие о небольшом числе верующих, регулярно посещающих церковь, причащающихся и т.д. На вопрос: "Верите ли Вы в Бога?" утвердительно отвечали в 1991 г. - 23%, а в 2003г. г. - уже 40%. За то же время количество тех, кто готов назвать себя атеистом, уменьшилось с 35 до 5% (часть их перешла в более нейтральную категорию "неверующих", которых в 1991 г. было всего 7%, а в 2003 г. - уже 22%). В российском обществе сложился настоящий "проправославный консенсус": в 2003г. г. 94% всех респондентов заявили, что они "хорошо" или "очень хорошо" относятся к православию. Исследование подтверждает, что конфессиональная идентичность часто смешивается с национальной и культурной: в 2003г. назвали себя православными 82% всех русских респондентов. Это 98% верующих, 90% колеблющихся, 50% неверующих, 42% атеистов. Т.е. православных оказывается больше, чем верующих: в полном противоречии с "нормальной" логикой и прямым значением терминов в современной России понятие "православный" не является частью более широкого понятия "верующий", а, скорее, наоборот - понятие "верующий" является частью понятия "православный".

Подавляющее большинство лишь на словах заявляет о своей религиозности ("православности"). Например, в 2003 г. только 1% всех респондентов (3% назвавших себя верующими) сказали, что часто общаются со священниками, а 79% (61% верующих) ответили, что не общаются с ними никогда. В том же году полностью соблюдали пост только 4%, а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии. Поэтому исследователи постарались выделить категорию "настоящих", или "традиционных верующих". По их мнению, таковыми следует считать "лиц, которые: 1) идентифицируют себя как верующих; 2) верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения (а не "жизненную силу"); 3) считают себя православными и 4) или а) посещают церковь не реже раза в месяц, или б) часто молятся. Таких людей оказалось в 1996 году 6%, в 2003 году - 7%". Но "если же мы чуть ужесточим критерии и к нашим четырем добавим, например, регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет".

Слова "религиозное возрождение в России" могут употребляться только в кавычках. Это возрождение имеет самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания". Смешение конфессиональной и национальной идентичности, а также данные о соотношении "настоящих верующих" и тех, кто лишь на словах заявляет о своей приверженности православию, имеют особое значение для РПЦ, которая активно борется с "неправославными религиями":

"Во-первых, социально-политические позиции РПЦ и, соответственно, все те материальные блага, которые она имеет, проистекают из-за наличия в русском массовом сознании связки "русский-православный". Поэтому распространение других религий… подрывает эту связь и угрожает социальному положению церкви.

Во-вторых, очевидно, неправославные религии распространяются в значительной мере в том же узком социальном слое, в котором существует и традиционное православие. Слой "настоящих" верующих очень узок, и совершенно ничтожные цифры, характеризующие удельный вес приверженцев неправославных религий в масштабах всего общества приобретают совсем иное значение, если рассматривать их с точки зрения этого слоя. Если "реальных" православных - менее 5% населения, то появление даже 1% "реальных" баптистов (а баптисты все - "реальные") означает для РПЦ потерю 20% потенциальных или действительных прихожан.

В 2003 году на 1648 русских опрошенных 5 католиков, 7 протестантов, 2 свидетеля Иеговы, 1 адвентист седьмого дня и 1 буддист, т. е. 16 человек, что составляет менее 1%. В масштабах общества это ничтожно малая величина, однако, если сопоставлять число неправославных верующих с числом "традиционных" православных в той же выборке - 114 человек, 16 человек оказываются вполне "серьезной" цифрой".

РПЦ в последние годы всегда утверждала, что православных в России - большинство, хотя сама и не ведет статистического учета (дореволюционная практика учета крещений и, главное, регистрации прихожан давно забыта). Этапным в этом смысле является заявление, сделанное митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС МП, 23 сентября 2002 г. на пресс-конференции во время 8-го Международного фестиваля теле- и радиопрограмм "Радонеж": "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия- это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами. Потому что все статистические исследования, которые проводятся в нашей стране, дают совершенно ясную картину - наличия религиозных меньшинств и абсолютного православного большинства.

Для оценки сегодняшней религиозной ситуации в России за точку отсчета можно взять ситуацию второй половины 80-х – начала 90-х гг., т.е. конца советской эпохи, так как определенное изменение отношений общества и власти к религии и церкви наметилось уже 1985–1988 гг., с началом «перестройки» и в процессе подготовки и празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси.

Чем характеризовалась религиозная ситуация до этого времени?

Жестким государственным контролем за деятельностью религиозных организаций, ограничением возможностей религиозной проповеди и распространения религии, преследованиями духовенства, религиозных проповедников и верующих, активным утверждением атеизма всеми средствами идеологического влияния коммунистической партии и государства.

Результатом такой политики и идеологического воздействия, но, впрочем, и объективного действия процесса секуляризации, активно идущего во всем мире, было оттеснение религии на периферию общественной жизни и общественного сознания, прогрессирующее сокращение числа верующих, особенно в молодых поколениях, в наиболее социально активных и образованных группах населения, что фиксировалось

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»