Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Страхование /

Страхование

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Оглавление

Введение 3

Социальное страхование 3

Пенсионное страхование как составная часть государственного социального страхования 6

Объективные предпосылки пенсионных реформ в России 8

Концепция пенсионной реформы 1995 года 11

Программа пенсионной реформы 15

О реформировании системы обязательного социального страхования 17

Вывод 26

Список литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Сфера социального страхования занимает ту часть социально-экономической системы страны, где пересекается действие целого ряда демографических, экономических и правовых факторов.

К важнейшим демографическим факторам системы социального страхования относится структура смертности людей и связанный с ней процесс старения населения. Экономические факторы включают фактическую годовую ставку инвестиционного дохода, уровень инфляции, темпы роста средней заработной платы и ряд других показателей. К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Каждый из этих факторов по-своему важен, и только на основе их корректного и глубокого учета можно сделать правильное представление о стоимости системы социального страхования и ее финансового благополучия в будущем.

При этом ясно, что анализ указанных групп факторов предполагает внимательное изучение размеров и социально-экономического положения того или иного "среза" общества, учета различных аспектов жизни всего населения или только его отдельных социально-демографических групп, а необходимые рекомендации невозможно разработать без совместной деятельности и демографов, и экономистов, и юристов. Но совершенно особую роль во всех этих работах играют актуарии как эксперты по рискам, неопределенностям и финансовой безопасности вообще тех или иных структур и систем.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Социальное страхование призвано, во-первых, защитить каждого человека от внезапного и недопустимого снижения его уровня жизни, а во-вторых, - способствовать выравниванию (перераспределению) собственного дохода отдельных граждан по различным периодам их жизни.

Для достижения указанных целей международным сообществом в настоящее время предлагаются следующие основные виды социального обеспечения, рекомендованные МОТ в Конвенции N102 (Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения) от 1952 г.:

• медицинская помощь;

• пособия по болезни;

• пособия по безработице;

• пособия по старости;

• пособия по случаю трудового увечья или профессионального заболевания;

• семейные пособия;

• пособия по беременности и родам;

• пособия по инвалидности;

• пособия по случаю потери кормильца.

Несмотря на разнообразие видов социального страхования, в основе каждого из них лежат следующие два принципа. Во-первых, страховщик объединяет средства многих страхователей, подверженных одному и тому же риску. При этом сам факт объединения средств не устраняет возможности возникновения риска у конкретного страхователя, а всего лишь подменяет связанные с ним случайные, подчас достигающие значительных размеров, финансовые потери - фиксированными и много меньшими по размеру премиями. Так достигается коллективная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Во-вторых, к страхованию принимаются только предварительно выявленные и учтенные риски, отвечающие следующим условиям:

• вероятность наступления страхового случая у одного страхователя не должна сильно зависеть от вероятности наступления страхового случая у другого страхователя. Показательным примером именно такой ситуации, когда один страхователь несет ущерб и одновременно его несут и все остальные, является инфляция. В этом основная причина того, что пенсионное страхование не покрывает инфляционные риски;

• значение вероятности наступления страхового случая должно быть существенно меньше единицы. Из этого условия, например, следует, что страховой компании не рекомендуется страховать на случай возникновения проблем со здоровьем лиц, уже имеющих хронические или врожденные заболевания;

• значение вероятности наступления страхового случая должно быть известно или предсказуемо, иначе страховщик не может рассчитать размер страховой премии.

Отступление от этих принципов, произошедшее в нашей стране после принятия Народным Комиссариатом Труда Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.), в соответствии с которым социальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались, привело к тому, что социальное страхование утратило страховой характер и стало инструментом перераспределительной политики государства. В сочетании с государственной монопольной собственностью на средства производства это привело к значительному упрощению процедуры расчета страховых тарифов и в конечном итоге к повышению дотационности бюджета системы государственного социального страхования.

Переход России к рыночной экономике предопределил необходимость возврата к актуарным принципам в сфере социального страхования. В период радикальных экономических реформ Правительство пыталось осуществлять трансформацию системы социальной защиты с целью приблизить ее к новым экономическим отношениям. Однако проводимые реформы, по существу, еще не затронули действующего механизма социальной защиты населения. Он по-прежнему базируется на изжившей себя системе распределительных отношений и уравнительных принципов, когда страхователи отстранены от управления фондами, размер их страховых взносов не увязан с величиной страховых выплат, уровнем профессионального и социального риска, а также объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Но в будущем ситуация должна существенно измениться. Некоторый оптимизм внушают Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, согласно которой "размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (доходов), с которой уплачиваются страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных", Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в который включены аналогичные положения, а также ряд других принятых Правительством документов.

В указанных документах акцент на взаимосвязь страховых взносов и выплат сделан не случайно. Прежде всего, это связано с тем, что строго актуарное соотношение между взносами и пособиями способствует достижению большей социальной справедливости в обществе и нейтрализует у работников мощный стимул к уклонению от уплаты страховых взносов, возникающий всякий раз, когда зависимости между страховыми взносами и выплатами нет или работники ее просто не видят.

Наличие такой взаимосвязи необходимо также и с методической точки зрения. Дело в том, что население страны сильно дифференцированно по ряду социально-демографических факторов, оказывающих непосредственное влияние на вероятность возникновения страхового случая. Наиболее важными из этих факторов являются: пол, возраст, брачный статус, уровень образования, регион проживания и т.д. Если при расчете размера страховых тарифов указанные факторы учитываются некорректно, то это может привести представителей отдельных социально-демографических групп населения к значительным финансовым потерям, а саму систему социального страхования к банкротству.

Таким образом, в силу указанных причин размер пособия всегда должен иметь вполне определенное отношение к индивидуальным взносам. Это касается также и тех случаев, когда страхование подразумевает некоторое перераспределение средств между застрахованными.

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Пенсионная реформа, которой в настоящее время уделяется довольно много внимания, имеет не только экономический, но и правовой аспект. Даже при самом благоприятном финансовом прогнозе неудачное правовое оформление запланированных нововведений может привести к отрицательным для настоящих и будущих пенсионеров результатам. Правовое регулирование многих общественных отношений, особенно социальных, вызывает тревогу, поскольку не так уж редко сегодняшние законодатели игнорируют имеющиеся научные разработки прошлых лет, исторические вехи развития законодательства о социальных выплатах, априори считая, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку пришлись на советское время. Однако есть выдержавшие проверку временем понятия, принципы, которые следует корректировать, дополнять с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, но никак не отрицать.

В российских нормативно-правовых актах, законопроектах, правительственных программах в последние несколько лет стало мелькать словосочетание "пенсионное страхование". Однако в большинстве документов понятие "пенсионное страхование" не связывается с понятием "государственное социальное страхование" (особенно в тех, где речь идет о пенсионной реформе). Одним из немногих исключений стала Программа социальных реформ в Российской Федерации в период 1996-2000 годов. В разделе IV Программы, говорящей о реформировании структуры государственного социального страхования, подчеркивается, что наиболее эффективно защита от социальных и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов социального страхования, и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»