←предыдущая следующая→
1 2
ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско.
Страхование грузов
Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями могут выступать лю¬бые юридические и физические лица, являющиеся грузоот¬правителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.
Так, в международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ возлагает обязанность заключения дого¬вора страхования на продавца. При железнодорожных перевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок "франко-станция назначения" (до пограничной железнодорожной станции).
Другие сделки (КАФ, ФАС, ФОБ при морских перевозках, франко-станция отправления и др. при железнодорожных) осво¬бождают продавца от расходов по страхованию. Следовательно, уже покупатель экономически заинтересован в страховании приобретенных товаров.
Видимо, такой характер торговых сделок утвердится со време¬нем и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.
Во внутренней торговле одним из основных видов цен является "франко-станция назначения", которая включает расходы по до¬ставке продукции на склад станции назначения. Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего, к сожалению, не учитываются. Поэтому есть все осно¬вания руководствоваться принципом перехода права собствен¬ности и риска утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.
Риск гибели или порчи товаров в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче про¬дукции со склада продавца, при доставке ее на склад (в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (на судно), при разгрузке про¬дукции на станции (в порту) назначения. Следовательно, преиму¬щественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом (по просьбе покупателя или с его согласия) с включением страховых платежей в стоимость товара.
Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.
Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования гру¬зов на условиях:
1 — "с ответственностью за все риски"
2 — "без ответственности за повреждение".
Страхование "с ответственностью за все риски" означает воз¬мещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреж¬дению дальнейших его повреждений.
Исключение из этой универсальной ответственности составля¬ют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных вол¬нений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного зара¬жения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необ¬ходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации само¬возгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза чер¬вями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усуш¬ку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.
По договору страхования "без ответственности за повреж¬дения" возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, ук¬ладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесооб¬разно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, со¬хранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений
Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страхо¬вании "с ответственностью за все риски" и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости на¬ружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палуб¬ного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.
По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.
Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхо¬вателем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.
Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продол¬жается в течение всей перевозки (включая перегрузки и пере¬валки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указан¬ный в страховом свидетельстве (полисе).
Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключае¬мое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на по¬граничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.
Договор страхования может заключаться как по месту нахож¬дения отправляемого груза, так и по месту его получения.
В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:
— точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
— номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
— вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки и тоннаж судна);
— способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
— пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
— дата отправки груза;
— стоимость груза (страховая сумма);
— вид страховой ответственности (условия страхования).
По решению страховой организации договор может заключать¬ся с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвен¬тарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.
Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации обо всех существенных изменениях степени
риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловлен¬ного в договоре страхования или обычного пути, изменении пун¬кта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки и т.д.
Страховая организация имеет право с учетом этих изменений пересмотреть условия страхования или потребовать уплаты до¬полнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного пла¬тежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.
Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. При пере¬возке водным транспортом ставки зависят также от нахождения грузов — в трюме или на палубе. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.
При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфических свойств перевозимых грузов.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию поврежденного груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страхо¬вом случае, необходимо сообщить страховой организации. Послед¬няя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхо¬вого акта и определению ущерба.
Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя
←предыдущая следующая→
1 2
|
|