←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт заочного обучения
Кафедра макроэкономики
Курсовая работа
по дисциплине «Политика доходов и заработной платы»
Тема: Формирование новой модели социального страхования в России
Выполнил
Курс
Группа
Москва 2003 г.
План
Введение ……………………………………………………………………………………. 3
1. Нормативно-правовое обеспечение социального страхования в России……….. 5
2. Социальное страхование и социальная помощь: их место и роль в рыночной экономике…………………………………………………………………………… 8
3. Перемены в социальном страховании……………………………………………. 11
4. Экономика, социальная политика и социальное страхование………………….. 13
5. Стратегия и тактика предстоящих реформ……………………………………….. 16
6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Основные
проблемы социальной политики в Российской Федерации в период становления рыночной кономики……………………………………………………………………. 17
7. Основные мероприятия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики (план действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы)………………………………………………………………….. 24
7.1. Социальная политика ………………………………………………. 26
7.2. Реформирование образования …………………………………….. 27
7.3. Реформирование здравоохранения ……………………………….. 28
7.4. Политика в сфере культуры ……………………………………….. 29
7.5. Развитие физической культуры и спорта …………………………. 30
7.6. Социальная поддержка населения ………………………………… 30
7.7. Пенсионное обеспечение и страхование ………………………….. 31
7.8. Трудовые отношения и занятость населения ……………………... 32
7.9. Развитие районов Севера. Регулирование миграции ……………... 33
Заключение ………………………………………………………………………………. 34
Список литературы ………………………………………………………………………. 38
Введение
Формирование в России новой общественной системы, основанной на принципах свободного рынка, вызвало интенсивное развитие многих сфер и направлений экономики, ранее находившихся как бы на периферии экономических процессов. К их числу, несомненно, относится страхование, в том числе и социальное.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью анализа новых социальных явлений и процессов уточнения категориального и понятийного научного аппарата, механизмов и путей социального реформирования. Также обусловлена поиском путей повышения эффективности социальной политики и достижения социальной стабильности в процессе модернизации российского общества. За последние полтора десятка лет в стране появились сотни частных страховых компаний, предлагающих своим клиентам широкий спектр услуг, а также была создана уникальная система обязательного социального страхования, объединяющая около 2-х миллионов предприятий всех форм собственности и организационно – правовых форм и их работников. За эти годы удалось отработать принципы и механизмы новой системы социального страхования, накопить конкретный практический опыт, результаты которого определяются как знаком «плюс», так и знаком «минус». Выявленные проблемы и недостатки требуют серьезной корректировки системы. Поэтому сегодня в структурах государственной власти, и в обществе не только идут дискуссии на эту тему, но и предпринимаются конкретные практические шаги, прежде всего по совершенствованию нормативно – законодательной базы.
В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.
С самого начала следует констатировать, что нынешние изменения в российской системе социального страхования оказались весьма тяжелыми и болезненными, и это - в обстоятельствах, когда самый сложный участок реформационного пути в данной сфере еще не пройден. Трудности в значительной степени обусловливаются отставанием в концептуальном и правовом обеспечении этого среза реформ.
Объектом исследования является реформирования социальной сферы в современных условиях и формирование новой модели социального страхования в России. Реформы, которые сейчас осуществляются в нашей стране, охватывают все сферы общественной жизни - экономическую, социальную и политическую, Обеспечить благоприятное проведение возможно при реализации комплекса взаимоувязанных мер, одна из которых - это четко разработанная стратегия и тактика реформирования социального страхования. Необходимость проведения такой реформы в РОССИИ продиктована рядом причин, среди которых главная - современное экономическое положение в стране. Следует отметить, что современный этап преобразований существующей системы социального страхования в России проходит крайне тяжело и болезненно. Это в значительной степени связано с отставанием в концептуальном и правовом обеспечении проводимых реформ в данной сфере.
Предметом исследования является необходимость модернизации экономики и социальных преобразований, а также определение наиболее важных направлений социальной политики. Предлагаемая программа действий по совершенствованию системы социального страхования основывается на том, что в России на этапе перехода к смешанной экономике возникает необходимость в создании адекватной ей модели социального страхования, в законодательном определении и разграничении ответственности, прежде всего финансовой, между работодателями, работниками и государством.
Целью данной курсовой работы является исследование и определение стратегии реформирования в социальной сферы, а также изучение этапов развития социальной политики.
Для реализации поставленной цели, были решены следующие задачи: меры по повышению доходов населения, совершенствованию оплаты труда, снижению дифференциации и сокращению бедности; модернизация экономики и социальной политики.
1. Нормативно – правовое обеспечение социального страхования в России
Фонд социального страхования РСФСР образован с 1 января 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». В отличие от других внебюджетных социальных фондов, сфера его деятельности надлежащим образом еще не урегулирована законами. По этой причине применяются не соответствующие складывающимся рыночным отношениям правовые нормы бывшего Союза ССР. В числе нормативных актов важное место занимают Указы Президента Российской Федерации.
Указом Президента от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» установлено, что Фонд является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управление им осуществляется Правительством страны. Этим же документом определены основные направления расходования средств Фонда.
28 сентября 1993 года Президентом Российской Федерации был принят Указ № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием», в котором закреплена норма о возложении управления государственным социальным страхованием на Совет Министров – Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов, что соответствует статье 114 Конституции Российской Федерации. Во исполнение этого Указа Совет Министров – Правительство Российской Федерации принял постановление «Вопросы Фонды социального страхования Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. № 1094. В нем, в частности, определено, что средства Фонда зачисляются всеми страхователями на единый текущий счет Фонда. На всех предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах, независимо от форм собственности, сохраняется действующий порядок выплат по государственному социальному страхованию.
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно этому документу Фонд управляет средствами государственного социального страхования и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве. Финансовые средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Норма о том, что средства государственных внебюджетных фондов (в том числе Фонда социального страхования Российской Федерации) находятся в федеральной собственности, закреплена также в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|