←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
государственный университет по землеустройству
кафедра архитектуры
Реферат на тему:
«Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве»
Работу выполнил:
Группа
Москва 2004
Содержание:
Введение 3
Резьба по дереву 4
Мозаика 10
Инкрустация 11
Интарсия 12
Блочная мозаика 12
Маркетри 13
Паркетри 13
Мастичная инкрустация 14
Огонь рисует и украшает 15
Декор копчением 15
Горячее печатание и рисование 16
Фактуру древесины можно изменить 18
Декор из торцов 18
Природа и фантазия 19
Лесная скульптура 20
Способы защиты находок 22
Создание лесных скульптур 22
Использование резьбы в лесной скульптуре 23
Декоративные композиции 24
ОБРАБОТКА НАРОСТОВ 25
Остроумные решения 28
На «курьих ножках» 28
Охлупенъ — «конек» 28
Жесткий каркас для ворот, калиток и дверных полотен 29
Ручки для дверей 29
Деревянная мебель сегодня 29
Самородная мебель 31
Мебель из наростов 31
Дачная и садово-парковая мебель 33
Перегородка-вешалка 33
«Традиционный материал для постройки всего дома» 34
Список используемой литературы 39
Введение
Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина.
Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, ри¬сунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да по¬чему как? Ведь попав в руки истинного мастера, она обре¬тает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь.
Человек издревле ценит древесину как материал срав¬нительно недорогой, но достаточно прочный и способный сохранять тепло, доступный обработке.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские «иг¬рушки, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы.
Археологи открыли в пинских болотах древнейшие се¬ления на деревянных сваях. Им 6 тысяч лет.
Из дерева строилась Великая Русь — удивления достой¬ные храмы, двадцатидвухглавая Преображенская церковь на Кижском погосте с многочисленными «бочками», «кокош¬никами», крылечками; знаменитая Адмиралтейская игла, ставшая символом невской столицы; срубленная без едино¬го гвоздя бревенчатая изба, экспонировавшаяся на всемир¬ной выставке в Париже в конце прошлого века, за красоту пропорций, простоту и мудрость конструктивных решений названная «русским Парфеноном»; несгораемая деревянная печь в архиерейском доме Успенского собора во Владимире. И все это создали простые мужики из Чухломы и Владими¬ра с помощью обыкновенного ножа и топора.
В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты: большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древе¬сины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписы¬вались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой пред¬мет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном стан¬ке, или резной ковш, в руках народного умельца превраща¬лись в истинное произведение искусства.
Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта.
Она приобретает всё большую популярность у дизайнеров интерьера и строителей современных уютных домиков-коттеджей. Именно об уюте натурального дерева и возможностях использования его в художественном оформлении жилища пойдёт речь в этой работе.
*******
Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.
Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома: деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал.
Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой: камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами: прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу, - интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет.
Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет. В нем помимо традиционных: дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина: олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ.
Дерево - самый древний и распространенный в европейских жилищах материал, он не потеряет своей популярности никогда. Благодаря легкости обработки его украшают резьбой, комбинируют с металлом, стеклом, кожей, инкрустируют, расписывают, наносят рельефные рисунки. А в середине прошлого века научились достигать эффекта состаренного дерева и теперь недостающие предметы мебели в антикварных интерьерах любых эпох дополняются добротным новоделом. Остановимся подробнее на декоративной обработке дерева: резьбе, мозаике и декоре копчением.
Резьба по дереву
Резьбой по дереву человек начал увлекаться с незапамят¬ных времен. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель и посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Под¬линной красотой отличаются резные деревянные игрушки.
Существует много видов резьбы по дереву. Это плоско¬выемчатая, или углубленная; плоскорельефная; рельефная; контррельефная; прорезная, или пропильная; скульптур¬ная, или объемная; домовая, или корабельная.
При плосковыемчатой резьбе рисунок образуют различ¬ной формы углубления — выемки (рис. 1, 2). Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа рас¬положены ниже уровня фона, а верхние находятся на его уровне. В зависимости от формы выемок и характера ри¬сунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной (линейной).
Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадра¬тов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, со¬здают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода.
Геометрическая резьба выгодно отличается от других ви¬дов резьбы большим разнообразием приемов художествен¬ного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна для выполнения, она не требует, как рельефная резьба, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.
Геометрическая резьба подразделяется на две разновиднос¬ти: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную.
Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными эле¬ментами которой являются треугольники, прямоугольни¬ки, трапеции, квадраты, ромбы.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова и состоит из двух этапов: накалывания и подрезки (рис. 3). Вырезают треугольник так. На его се¬редину наносят точку, в которую вставляют носик ножа, а рукоятку располагают строго вертикально. Пятку ножа на¬правляют к одной из вершин треугольника и с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2 — 3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольни¬ка. От средней точки делают накалывание и к двум осталь¬ным вершинам треугольника, при этом поворачивают дос¬ку, а не нож. После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 30 — 45° к поверхности доски, ставят вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2 — 3 мм; от середины по мере приближения к другой вершине по¬степенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделя¬ется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пи¬рамидку, а при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы.
Трехгранные выемки можно делать угловым резаком, ко¬торый имеет угол между двумя лезвиями 70 — 80° и одно¬стороннюю заточку. Угловым резаком удобно получать не¬глубокие выемки, он согнут в сторону фасок заточки на 20 — 30° или закреплен под таким наклоном
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|