Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Строительство /

Господин дерево. Художественная обработка, возможности современного использования в дизайне интерьера, строительстве

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


наклоном к ручке.

Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффективно выг¬лядит на белой древесине, но ее можно тонировать и под¬крашивать.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка (березы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и др.).

Миниатюрную резьбу выполняют на твердой древесине самшита, груши, яблони, клена и граба.

Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород, так как форма резьбы с мелкими элемента¬ми будет искажаться годичными слоями. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. Именно поэтому древесину сосны применяли в основном для резных украшений крестьянских изб. Заготовку для резьбы нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать шлифоваль¬ной шкуркой, поскольку мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах древесины, при резьбе попадают по; лезвие стамески или ножа и тупят его. Это делается только после завершения всех резных работ.

Основными элементами узора скобчатой резьбы явля¬ется скобчатая выемка (ноготок), выполняемая полукруг¬лой стамеской или резаком с заоваленным (полукруглым) лезвием (рис. 4) и ножом-косяком.

Для нее характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках.

Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно.

Приобретя навыки работы с полукруглой стамеской, можно самому создавать оригинальные орнаментальные ком¬позиции. Надо лишь помнить, что наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется или вдоль волокон, или под углом к волокнам. Подрезка попе¬рек волокон дает шероховатый срез. Эти особенности нуж¬но учитывать при выборе резного узора. Контурная резьба — это не¬большие тонкие двухгранные вы¬емки, проходящие по всему кон¬туру рисунка (рис. 1, б и 5). Рисунок получается четким и яс¬ным, особенно на темном фоне. Контурной резьбой режут листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Ее применяют для выпол¬нения декоративных панно.

При контурной резьбе резак, который держат в кулаке лезвием на себя, с усилием ведут по линии переведенного на поверхности рисунка. При этом нож по отношению к плоскости расположен не вертикаль¬но, а слегка наклонен. Затем, не меняя положения ножа, лишь наклонив руку в противоположную сторону, делают подрезку надрезанного участка. Ширина и глубина контур¬ной прорезки делаются одинаковыми по всей линии ри¬сунка, но могут быть и различными в зависимости от за¬мысла автора.

Контурную резьбу выполняют не только ножом-косяком, но и различными стамесками, штихелями, профильными резцами-царазиками и уголками.

Техника контурной резьбы требует большого умения и художественного вкуса, хотя внешне кажется простой.

Выразительно выглядит резьба на черном лакированном или протравленном фоне. Тонировать поверхность можно о окончании работы, тогда и фон и узор будут одного цвета, а рисунок выделится за счет игры светотени в углуб¬лениях. Можно верхнюю плоскость, на которую нанесена резьба, отполировать до блеска, а резной узор оставить ма¬товым. В отдельных случаях прорезанные линии рисунка можно аккуратно заполнить лаком с бронзовым порошком, на черном фоне выглядит очень эффектно.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновид¬ностей: заоваленная, или завальная, резьба с подушечным юном, резьба с выбранным (подобранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный ре¬льеф, расположенный в одной плоскости на уровне укра¬шаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Завальная, или заоваленная. резьба так же, как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок (см. рис. 1 в), которые режутся более глубокими с закругленными (заоваленными) кромками. Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона — более отлого.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде! не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — завальной с подушечным фоном, которая по тех¬нике исполнения и внешнему виду мало отличается от обыч¬ной завальной резьбы. Завальная резьба дает небольшую светотень и декоративна только при отделке полировани¬ем. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий — шкатулок, ковшиков, рамок.

Завальную резьбу с выбранным фоном выполняют так же. как и обычную завальную. Формы орнамента остаются плос¬кими, а их края круто заоваливаются. Фон в данном случае выбирают на большую или меньшую глубину, а также чека¬нят; орнамент как бы лежит на ровной плоскости (см. рис. 1 г, 2 6). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в завальной резьбе, но также небольшая. Поэтому такую резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отде¬лывают полированием.

К плоскорельефной резьбе с подобранным и подушечным фоном относится кудринская резьба, название которой по¬шло от подмосковной деревни Кудрино, где она зародилась. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть! гирлянд из листьев, цветов, ветвей напоминают кудри.

Основной декоративной деталью в этом виде резьбы яв¬ляются традиционные гирлянды лепестков, с одной сторо¬ны заостренных, с другой — заоваленных. Между ними — изобразительные элементы: всадники, птицы, животные, рыбы. ягоды. цветы и т. д.

Кудринской резьбой украшали подносы, круглые шка¬тулочки, стаканы для кистей, чернильные приборы, вазы.

Какие бы мотивы ни рождались под резцами мастеров: кудринской резьбы, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы окаймляющим основ¬ной сюжет драгоценной оправой.

Одним из наиболее ярких видов кудринской резьбы яв¬ляется ворносковская, названная так по имени ее автора.

В. П. Ворносков — из крестьян деревни Кудрино Загор¬ского района Московской области. Когда в усадьбе Абрамце¬во была открыта столярная мастерская для обучения кресть¬янских ребятишек резьбе, то в числе других учеников в эту мастерскую был принят и В. П. Ворносков, который впослед¬ствии стал крупнейшим русским народным мастером-худож¬ником в области плоскорельефной резьбы по дереву.

В. П. Ворносков создал свой тип резного орнамента — пальчатую резьбу. Листья и ветки в орнаменте состояли как бы из множества пальцеобразных отростков.

Прорезной или пропильной, называется резьба, у ко¬торой фон удален. Она может быть как плосковыемчатой с плоским орнаментом, так и рельефной — ажурной.

Применяли прорезную резьбу для украшения мебели сти¬лей барокко и рококо в конце XVII — начале XVIII в., а также старинной русской мебели. Прорезная резьба стала одним из элементов украшения русских деревянных пост¬роек, который сохранился во многих городах и селах Сиби¬ри и других районов России до настоящего времени.

Применяется она и в настоящее время при возведении новых построек.

Выполняют ажурную резьбу стамесками, резаками, доло¬тами различного профиля, а также выкружными пилами, лоб¬зиками, дрелью или коловоротом с набором сверл и перок. Фон удаляют с помощью стамесок, резаков, долот, киянок, а также с помощью выкружной пилы-змейки или лобзика.

Рельефная резьба — это вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону и полнос¬тью обработанное по всей его поверхности.

Рельефы бывают разных видов: высокие, приближающи¬еся к объемной скульптуре (горельефы) и низкие, незначи¬тельно выступающие над фоном (барельефы), (рис. 6).

Рельефную резьбу выполняют на твердых породах дре¬весины резаками, стамесками, уголками, клюкарзами, которые должны быть очень острыми. Осваивать технику резания следует с низких рельефов.

Резьбу рельефов начинают с элементов, лежащих на по¬верхности, постепенно переходя к более глубоким (рис. 7). Невыполнение этого правила может привести к утрате пластической выразительности рельефного изображения. Поверхность рельефа может быть со следами режущих инструментов или гладкой, обработанной напильниками, надфилями и наждачной бумагой, а фон — резной, от¬шлифованный или пуансонированный (прочеканенный). По замыслу мастера готовое изделие можно протонировать, пролакировать или навощить.

Рельефную резьбу обычно не полируют, а оставляют ма¬товой с сочными следами срезов инструмента и покрывают матовым или жидко разведенным обычным лаком (нитро-целлюлозным, спиртовым) щетинной кистью. Высыхая, лак впитывается в древесину, и резьба проявляется, становит¬ся как бы свежевыполненной.

Существует и накладная рельефная резьба, которая ши¬роко применялась в прошлом и используется теперь для украшения мебели. Выполняют ее отдельно от изделия на древесине твердых пород — ореха, красного дерева, березы и затем наклеивают на его поверхность.

Накладная рельефная резьба может быть глухой, т. е. с фоном, и прорезной, ажурной.

Накладную резьбу выполняют на так называемой подушке — хорошо простроганной доске, на которую наклеивают тонкую бумагу, а поверх нее — заготовку, обрезан¬ную по размерам рисунка. На поверхность заготовки перево¬дят рисунок.

При сложном рельефе рекомендуется предварительно вы¬лепить его из пластилина. Затем заготовку обрезают по контуру. Отверстия прорезают крутыми стамесками соот¬ветствующего профиля. Контур хорошо зачищают, заоваливают края, после чего прорабатывают рельеф. Делать это надо внимательно, так как длинные и тонкие детали орна¬мента можно легко расколоть. Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкого ножа. При этом движения должны быть направлены вдоль волокон древе¬сины во избежание откола

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»