Введение
Политика ценообразования в строительстве является состав¬ной частью общей ценовой политики Российской Федерации и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразова¬ния. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего, это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений. Стоимость строительной продукции также связана с местными условиями строительства, большое влияние на нее оказывают при¬родные, экономико-географические факторы и территориальные различия в условиях оплаты труда рабочих-строителей. На меха¬низме ценообразования сказываются и особенности строительства как отрасли народного хозяйства: многообразие строительной продукции, длительный производственный цикл по сравнению с другими отраслями материального производства, высокая мате¬риалоемкость.
Особенность формирования цены на строительную продук¬цию состоит и в том, что в этом процессе одновременно участву¬ют проектировщик, заказчик и подрядчик.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного пе¬риода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элемен¬тах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного пла¬нирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформировани¬ем и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы опреде¬ления сметной стоимости приводили к значительным искажени¬ям истинных показателей работы непосредственных производи¬телей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и смет¬ного нормирования в строительстве следующие:
• формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
• обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
• определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
• гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
• соблюдение принципа равноправия участников инвестицион¬ного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
• рекомендательный характер общих положений с учетом отраслевых и местных особенностей осуществления строительства пу¬тем отражения этих особенностей в ведомственных и региональ¬ных методических документах;
• возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат.
|
|