Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в 1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана границ.

К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей, потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы.

Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.

19 февраля 2003года.

Вторая глава посвящена структуре ЕврАзЭС. Новая структура имеет в принципе традиционную для подобных организаций систему органов управления: Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств), Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей глав правительств), Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. Голоса в Межгосударственном совете распределяются в зависимости от взноса в бюджет сообщества следующим образом: Беларусь — 20 голосов (20% бюджета), Казахстан — 20 (20%), Киргизстан — 10 (10%), Россия — 40 (40%) и Таджикистан — 10 голосов (10%). Деятельность всех вышеперечисленные органов во взаимосвязи друг с другом в 2001-2005гг. будет напрвлена на решение следующих основных задач:

1. В области внешнеторговой и таможенной политики: завершение формирования режима свободной торговли;завершение формирования Общего таможенного тарифа; формирование общего рынка услуг; согласование позиций государств-членов по присоединению к ВТО; создание единой таможенной территории; укрепление и обустройство внешних границ;

2. В области развития реального сектора экономики:проведение согласованной структурной перестройки экономик; совместное развитие взаимодополняемых отраслей экономики; формирование Транспортного союза – единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка;

3. В области валютно-финансовых отношений: создание общей платежной системы; унификация валютного регулирования и контроля;

4. В социально-гуманитарной области: формирование общего образовательного пространства; предоставление равных прав социального обеспечения; формирование общего рынка труда; предоставление равных прав в получении медицинской помощи; реализация Заявления глав государств «Десять простых шагов навстречу простым людям»;

5. В области обеспечения экономической безопасности: согласование основных принципов экономической безопасности; проведение согласованной пограничной политики;

6. В области правового регулирования: сближение и гармонизация национального законодательства для интеграционного взаимодействия; синхронизация выполнения внутригосударственных процедур по заключенным договорам; принятие мер по формированию правовой системы ЕврАзЭС.

В третьей главе автор анализирует роль Всемирной торговой организации в стратегии развития ЕврАзЭС, а также перспективы и напрвления ЕврАзЭС. Еще раз отметим, что страны–участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную задачу — образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя при этом они в значительной мере преследуют различные цели, не говоря уже о возможностях.

Сегодня рано говорить о перспективах ЕврАзЭС (хотя вице-премьер-министр России Виктор Христенко однажды и заявил о возможности введения в будущем единой валюты в странах — участниках альянса), поскольку становление интеграционных группировок сопряжено с большими трудностями в целом, а интеграция на территории бывшего СССР проходит особенно тяжело. Вместе с тем, уже сейчас можно назвать некоторые итоги взаимодействия пяти государств — членов ЕврАзЭС, которые представляются достаточно важными.

Во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения. Принято Соглашение об Общем таможенном тарифе, которое определяет основы единой политики в этой области, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин, то есть разработки и внедрения Общего таможенного тарифа. В этой связи следует отметить, что согласно официальной информации базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, применяемых к товарам, ввозимым государствами из третьих стран, сегодня охватывает более 60% товарной номенклатуры. Весьма важным является решение об уплате косвенных налогов в стране назначения товара, кроме нефти и газа. В этом плане экономическая привлекательность сообщества возросла.

В целом же появление многочисленных интеграционных группировок свидетельствует о том, что формат сотрудничества в рамках СНГ сегодня себя исчерпал в том смысле, что практически все его члены ищут формы более тесного сотрудничества на субрегиональном уровне.

Что касается Украины, то сегодня ее отношения со странами — членами ЕврАзЭС и так уже регулируются целой системой как многосторонних соглашений в рамках СНГ, та и двусторонних договоров. Среди наиболее важных документов СНГ следует назвать Соглашение о создании зоны свободной торговли и Протокол к нему (до сих пор не ратифицированное Россией) от 15 апреля 1994 г., Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 г., Соглашение об Общем аграрном рынке государств — участников СНГ от 6 марта 1998 г. и многие другие. Кроме того, Украина имеет двусторонние соглашения со странами — членами ЕврАзЭС о промышленной кооперации, свободной торговле (хотя с изъятиями) и т.д.

Этот перечень, который можно еще продолжить, свидетельствует о том, что ЕврАзЭС практически во многом повторяет договоренности в рамках СНГ только на субрегиональном уровне. Поэтому можно говорить о том, что сегодня отношения между «пятеркой» и Украиной в международно-правовом плане урегулированы достаточно хорошо, а потенциал договоренностей еще далеко не использован.

Что касается заинтересованности Украины в рынках ЕврАзЭС, то, как свидетельствует статистика, наибольший интерес для нашей страны представляет рынок России. В целом для внешней торговли Украины сегодня характерна переориентация экспорта с рынка СНГ на рынки других стран, тогда как в импорте удельный вес бывших советских республик остается достаточно высоким (прежде всего за счет энергоносителей и некоторых других видов природных ресурсов).

Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ.

Таким образом, по моему мнению, в перспективе на территории СНГ будет и дальше развиваться процесс формирования субрегиональных группировок, а этот процесс будет постоянно ставить перед Украиной проблему выработки своей позиции, решение которой невозможно без четкого определения национальных экономических интересов и места Украины в мире в целом и Евразийском регионе в частности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993г.

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации 2003г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками СНГ.

4. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г.

5. Основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15 июля 1995г.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»