Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Проблемы функционирования льготных таможенных режимов

←предыдущая следующая→  
1 2 

преференций.

России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно разви¬вающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом обороте России. В 1997 г. доля развивающихся стран в импорте России составила менее 8%, ожидается ее дальнейшее снижение.

Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наи¬более «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защи¬ты отечественных производителей.

Внесение существенных изменений в российскую схему тарифных преференций политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, со¬хранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив то¬варную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффектив¬ный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, ко¬торый соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учи¬тывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства.

Наряду с составлением списка товаров, подпадающих под условия предоставле¬ния преференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под дей¬ствия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой префе¬ренций в общем импорте аналогичной продукции.

Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разра¬ботки порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возмож¬ность обращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо пред¬усмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преферен¬ций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на которые они распро¬страняются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

Опыт ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирова¬ния преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нару¬шения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группиров¬ки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее парт¬нерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов. Даже в ЕС, где функции управления таможенным союзом весьма высоко централизованы в совместных органах (Комиссия ЕС), резервы для укрепле¬ния сотрудничества таможенных органов по линии как информации, так и гармонизации действий весьма велики.

В российской специфике, когда функционирование таможенного союза только налаживается, создание действенного механизма таможенного сотрудничества приобретает решающий характер. Представляется целесообразным прежде всего централизовать координирующие функции такого сотрудничества в одном со¬вместном органе, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная ин¬формация.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»