←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
таможенно-тарифное регулирование и взимание та¬моженных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номен¬клатуры внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за право¬нарушения в сфере таможенного дела
Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това¬ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели достигаются по¬средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен¬ную границу Российской Федерации, а также путем уста¬новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това¬ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы¬воз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, об¬щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен¬ности, моральных устоев и культурных ценностей обще¬ства; в охране животных, растений и окружающей при¬родной среды; в обеспечении интересов российских потре¬бителей; в борьбе с незаконным оборо¬том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен¬ного, исторического и археологического достояния и т. д. .[6,c.48]
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го¬сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи¬мой в стране таможенной политикой, являющейся состав¬ной частью как внешней, так и внутренней политики го¬сударства.
Направленность целей таможенного регулирования на защи¬ту российского рынка товаров и на стимулирование раз¬вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та¬моженное регулирование России призвано, таким образом, реа¬лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со¬стоянии национальную экономику от дальнейшего разва¬ла, но и способствовать проведению ее структурной пере¬стройки с целью оживления, оздоровления и последую¬щего подъема.
Формирование таможенного регулирования любого государ¬ства предполагает наличие двух важных методов его достижения — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это меры, направленные на за¬щиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограни¬чение импорта.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче¬ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз¬делению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Протекционизм и фритредерство имеют свою россий¬скую историю. Линия протекционизма в российской та¬моженной политике просматривается со времен царство¬вания Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российс¬кого протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренны¬ми пошлинами облагать при ввозе не производимые в стра¬не иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запре¬щать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тен¬денции в таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политичес¬ких событий в Европе, а не из соображений чисто эконо¬мического характера.
К сожалению, этот опыт слабо относится к современной рос¬сийской таможенной политике. В условиях нестабиль¬ности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преоблада¬ния на рынке импортных промышленных и продоволь¬ственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономически¬ми средствами и вынуждена опираться на администра¬тивные методы.
Административные инструменты регулирования внеш¬ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу¬ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не¬обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре¬зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать¬ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России. .[6,c.110-118]
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
В настоящее время в условиях формирования нормаль¬ных рыночных отношений российское государство серьез¬но заинтересовано в наличии таможенного права как са¬мостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключает¬ся в наличии системного, стабильного отраслевого подхо¬да к определению правовых, экономических и организа¬ционных основ таможенного дела.
Отличительной особенностью любой отрасли права яв¬ляются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.
Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, ре¬гулируемой нормами той или иной отрасли права. Пред¬мет правового регулирования является основным крите¬рием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.
Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода волевых связях, предусмотренных зако¬нодательством, могут и должны состоять участники соот¬ветствующих правоотношений. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и от структуры входящих в него обществен¬ных отношений.
Правоотношения в сфере таможенного дела регулиру¬ются нормами различных отраслей права: конституцион¬ного, административного, граж¬данского, уголовного, трудового и ряда других, а в опре¬деленной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий пере¬мещения товаров или транспортных средств через тамо¬женную границу России. Именно наличие этого объединя¬ющего признака позволяет говорить о наличии самостоя¬тельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли. [14]
В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодек¬сом РФ. В зависимости от конкретных целей их возник¬новения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможен¬ного права:
• общественные отношения, связанные с организаци¬ей таможенного дела в Российской Федерации;
• общественные отношения, связанные с перемещени¬ем через таможенную границу России товаров и транс¬портных средств;
• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;
• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления;
• общественные отношения, связанные с валютным контролем;
• общественные отношения, связанные с ведением та¬моженной статистики и Товарной номенклатуры внешне¬экономической деятельности;
• общественные отношения, связанные с совершени¬ем уголовных преступлений в сфере таможенного дела;
• общественные отношения, связанные с совершени¬ем административных правонарушений в сфере таможен¬ного дела;
• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;
• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов;
• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены). [5,c.217]
Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (методе таможенного права).
В теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно установленных нормой преде¬лах). Иными словами - авторитарный и демократический.
Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де¬ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|