Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Таможня

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Таможенное дело и таможенная политика России.

История таможенного дела и таможенной политики России.

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в эко¬номике России, либерализа-ции внешнеэкономической де¬ятельности и восстановления функции таможни как регу¬лятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-правовых отношений как пред-мета и в целом таможен¬ного дела как объекта правового регулирования отрасли таможен-ного права следует проводить не только на осно¬ве произошедших в последнее десятиле-тие глобальных перемен в этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошнико¬ва, А. И. Потяева, Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.

Таможенное дело берет свое начало от зарождения то¬варного хозяйства и торгово-го обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения опреде¬лить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Та-рифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время гос-подствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его еди¬ницы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (пере¬чень товаров) систематизировала порядок и величи-ну по¬шлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов пополнения казны (а ныне — госу¬дарственного бюджета).

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период сущест-вования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунк¬тах и на перекрестках древних торговых путей, от воз¬никновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, пере¬валки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочис¬ленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отве¬денным для торга, либо за покрови-тельство, оказывае¬мое купцам.

Большое влияние на развитие таможенного дела в Рос¬сии оказали монголо-татарские завоеватели. В этот пери¬од в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. по-шлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — слу¬жилый человек, взымавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении по¬требностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнетор¬говых связей. А по мере того, как складывалось само по¬нятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзима¬ния (т. е. форми-ровались таможенные правила), создава¬лась и развивалась таможенная служба, обустраи-вались таможни. Со временем все эти меры получили свое орга¬низационное, правовое и дипломатическое (международ¬но-правовое) закрепление.

Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посред-ством своей деятельности все¬гда оказывала мощное влияние и на формирование благо¬приятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала живо-творное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление обще¬российского рынка, включение его в сферу межгосудар¬ственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государ-ственности, объе¬динения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, созда¬ния централизо-ванного российского государства, установ¬ления и развития его международных связей.

В начале XVI века, когда завершилось создание Мос¬ковского государства, пред-принимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможен¬никам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные право¬вые нормы и о порядке сбора по-шлин с некоторых това¬ров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о став¬ках пошлин с товаров, впервые было отра-жено требова¬ние о ведении таможенных книг. Постепенно складыва¬лось таможенное за-конодательство, и упорядочивались процедуры его применения.

По мере становления и развития в России централизо¬ванного государства развива-лась и его таможенная охра¬на (прототип современных таможенных органов), основ¬ной задачей которой являлся сбор пошлин для пополне¬ния государственной казны.

К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных круп-ных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формиро¬вание таможен и их укомплектование служилыми людь¬ми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.

Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к выполнению обязанно¬стей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определен¬ного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятель-ности таких таможен сводилась к следующе¬му: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превы¬шали ранее намеченную величину, то таможенные голо¬вы и иные служилые люди поощрялись.

Вторым способом формирования таможен и сбора по¬шлин в те времена была «сда-ча таможен на откуп»: заин¬тересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, полу¬чало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. соби¬рало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.

Какой из этих способов пополнения казны за счет та¬моженных пошлин был более приемлемым и эффектив¬ным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бур¬ное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяй-ства, выход России к Балтийскому морю, многочис¬ленные внешнеполитические акции правительства, от¬крывшие путь русским товарам в Европу. Активизирова¬лось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыг¬рал таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика Рос¬сии тогда носила явную протекционистскую направлен¬ность. Высокими та-моженными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, паруси¬на, шелк, воск, сухие ко-жи и др.). На товары, не произво¬димые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был прак-тически запрещен.

Свидетельств влияния российской таможенной поли¬тики на международные отно-шения, международную тор¬говлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. тамо-женный тариф, со¬рвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Анг-лии.

Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения Рос¬сии и Германии в период 1893—1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды под¬нимали ставки ввозных таможенных по-шлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзи-та русских товаров.

При всей сложности и противоречивости историческо¬го пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в Рос¬сии сложились как важнейшая сфера экономической по¬литики государства, инструмент регу-лирования внешней торговли и защиты национальных интересов.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том чис¬ле накопленный и в советский период развития нашего государства.

После революции 1917 г. Советское правительство на¬чало национализацию и мо-нополизацию внешней торгов¬ли. Кроме этого, рано весьма скептически отнеслось к та¬моженной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «во-енного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учрежде-ний за ненадобностью.

К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работни¬ков существенно уменьшилась. В конечном итоге практи¬ческая реализация ленинской идеи государственной мо¬нополии внешней торговли сделала сис-тему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирова¬ния внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преоб¬разования, затронувшие и таможенную службу. Более по¬лувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использова¬лись в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.

И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внеш-ней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономи¬ческой деятельности, вновь стали расширяться функции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»