Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Таможня

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать та¬моженную служ-бу государства-монополиста в новую уп¬равленческую структуру, ориентированную на функцио¬нирование в рыночных условиях, в результате чего при¬няты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существен¬ные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инст-рументом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Моментом начала формирования и развития современ¬ного таможенного дела в на-шей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либе¬рализация внешнеэкономической деятельности и ряд дру¬гих факторов нашли свое отражение и в изменении тамо¬женной политики обновленной России и вызвали необ¬ходимость преобразования таможенной системы в соот¬ветствии с существующими реалиями.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Рос-сийской Федерации.

Термин «таможенное дело» в его современном понима¬нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по¬литикой и деятельностью государства. В рамках проводи¬мой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению раз-нообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере¬мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен¬ных платежей, таможенного оформле-ния, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по¬литики в жизнь. Это определение хотя и носит законода¬тельный характер (оно содержится в ст. 1 ныне действую¬щего Таможенного кодекса РФ 1993 г.), но все же недо¬статочно полно и точно его характеризует, не охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на самом деле входят в него в качестве самостоя¬тельных блоков. В частности, ничего не сказано о веде¬нии таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности, о правоохранитель¬ной деятельности таможенных органов и пр.

Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет невыясненным во-прос о содержании таможен¬ной политики и ее месте в структуре таможенного дела: поче-му, по каким основаниям таможенная политика вклю¬чена в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие таможен¬ного дела, а рассматривалась отдельно и трак-товалась весь¬ма кратко — как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя зафик¬сированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой поли¬тики далеко выходят за рам-ки таможенного дела.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регу-лирование товарообмена, сти¬мулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможен¬ная политика, а средства ее реализации: порядок и усло¬вия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание та-моженных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — тамо-женную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В последние два-три года в Государственном таможен¬ном комитете РФ при уча-стии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект нового Таможен¬ного кодекса России, который более емко, чем действую¬щий Таможенный кодекс, харак-теризует понятие тамо¬женное дело — это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком пере¬мещения через таможенную границу Российской Федера¬ции товаров и транспортных средств» взиманием таможен¬ных платежей, проведением таможенного кон-троля.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Феде-рации (п. «ж» ст. 71). Это озна¬чает исключительное право государства на выработку та¬моженной политики, инструментом практической реали¬зации которой является таможен-ное дело, а также обес¬печивает единство таможенной территории и централиза¬цию тамо-женного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер¬ритории Российской Федерации не допускается установ¬ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного переме-щения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить сле-дующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та¬моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен¬клатуры внешнеэкономической дея-тельности;

8) правовая регламентация ответственности за право¬нарушения в сфере таможенного де-ла.

Любое деление таможенного дела на те или иные от¬дельные части является услов-ным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимо-связи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение эконо¬мических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством пополнения го-сударственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това¬ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются по¬средством установления ста-вок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен¬ную гра-ницу Российской Федерации, а также путем уста¬новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това¬ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы¬воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государствен-ной безопасности страны, об¬щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен¬ности, моральных устоев и культурных ценностей обще¬ства; в охране животных, растений и окружающей при¬родной среды; в обеспечении интересов российских потре¬бителей вво-зимых товаров; в борьбе с незаконным оборо¬том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен¬ного, исторического и археологического достояния и т. д.

Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, ис-пользуемые в законодательстве о таможенном деле.

На территории Российской Федерации действует еди¬ное таможенное законодатель-ство. Его единство обуслов¬лено отнесением таможенного дела к федеральной компе¬тенции и, соответственно, регулированием его только нор¬мами единого федерального за-конодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рас¬сматривать в широком смысле этого слова, когда «зако¬нодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее зако-ны, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави¬тельства РФ, а также нормативно-правовые акты Госу¬дарственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной вла-сти.

Центральное место в правовом обеспечении таможен¬ного дела занимают Таможен-ный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Россий-ской Федерации, затрагивающие вопросы таможен¬ного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требо-вание прямо не закреплено в действующем Тамо¬женном кодексе РФ, а неясность на этот счет формули¬ровки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, ар¬битражные суды и суды общей юрисдикции разре-шают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными от¬ношениями. Гармонизация и унификация с общеприня¬тыми международными нормами и практикой — основное на-правление развития таможенного дела России на со¬временном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенно¬го кодекса. В интересах развития и укрепления междуна¬родной эконо-мической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с дру-гими государ¬ствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, зак¬лючает соглашения по таможенным вопросам в соответ¬ствии с нормами международного права. При этом со-гласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета междуна¬родного договора над внут-ренним российским таможен¬ным законодательством, т. е. если международным дого¬вором установлены иные правила, чем те, которые пре¬дусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и неко¬торую специфику своего дей-ствия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»