Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Таможня

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


волевых связях, предусмотренных зако¬нодательством, могут и должны состоять участники соот¬ветствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенци¬альных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, прису-щие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирова-ния и структуры входящих в него обществен¬ных отношений.

Предметом таможенно-правового регулирования (пред¬метом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отноше¬ний очень широк и они носят комплексный характер, что обусловлено сложной комплекс-ной структурой современ¬ного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулиру¬ются нормами различных от-раслей права: конституцион¬ного, в доминирующей части — административного, граж¬данского, уголовного, трудового и ряда других, а в опре¬деленной части — и нормами ме-ждународного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий пере¬мещения товаров или транспортных средств через тамо¬женную границу Рос-сии. Именно наличие этого объединя¬ющего признака позволяет говорить о наличии само-стоя¬тельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплекс-ность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрас-ли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела оп-ределена Таможенным кодек¬сом РФ. В зависимости от конкретных целей их возник¬новения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможен¬ного права:

• общественные отношения, связанные с организаци¬ей таможенного дела в Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной таможенной служ¬бы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещени¬ем через таможенную границу Рос-сии товаров и транс¬портных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу организации таможенными органами правомерного пере¬мещения товаров и транспортных средства че-рез таможен¬ную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. III ТК РФ): возникают меж¬ду таможенными органами, между таможенными органа¬ми и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления (разд. IV ТК РФ): возникают в связи с операциями, производимыми должностными ли¬цами тамо-женных органов в целях обеспечения таможен¬ного контроля за перемещением через рос-сийскую тамо¬женную границу товаров и транспортных средств и при¬менения средств го-сударственного регулирования такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными сред¬ствами, перемещаемые через таможенную границу Рос¬сии (разд. V ТК РФ): возникают в связи с проверкой та¬моженными органами документов и сведений, необходи¬мых для таможенных целей, а также таможенным дос¬мотром, учетом товаров и транспортных средств, провер¬кой правильности уплаты таможенных платежей и т. д.;

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ): возника-ют в связи с выпол¬нением таможенными органами по выполнению возложен¬ных на них функций контроля за соблюдением валютного законодательства Росси;

• общественные отношения, связанные с ведением та¬моженной статистики и Товарной номенклатуры внешне¬экономической деятельности (разд. VIII ТК РФ): возника¬ют в связи со сбором, обработкой и анализом таможенны¬ми органами данных о перемещении това-ров через тамо¬женную границу, ведением специальной статистики (ст. 213 ТК РФ) и клас-сификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношения, связанные с совершени¬ем уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможен¬ными органами дознания и оперативно-розыскной деятель¬ности по делам о контрабанде и дру-гих преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с совершени¬ем административных правонаруше-ний в сфере таможен¬ного дела (разд. X и глава 63 ТК РФ): возникают в связи с осуществ-лением таможенными органами деятельности по борьбе с нарушениями таможенных пра-вил и админи¬стративными правонарушениями, посягающими на нор¬мальную деятель-ность таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по во-просам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ): воз-никают в связи с предоставлением таможенными орга¬нами заинтересованным лицам ин-формации о действую¬щих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных ор-ганов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обра-щаются заинтересованные лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (феде-ральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. ХП ТК РФ): возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспорт-ных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению таможенного органа в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105, 106 ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. ХШ ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на решения, действия или бездействие тамо-женных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом со-трудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела (методе таможенного права).

В теории права различают два основных метода правового регулирования общест-венных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении) и диспози-тивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно-установленных нормой преде¬лах). Иными словами, авторитарный и демократический.

Поскольку таможенные отношения имеют комплекс¬ный характер и каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойст-венный ему метод правового регулирования, то мож¬но говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами — комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования: комбинационное применение; правовых способов воздействия на субъектов таможенных отношений в ас-пекте обеспечения требований норм тамо¬женного законодательства.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в це-ленаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де¬ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс¬портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули¬ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозмож-ных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как на таможенные органы, так и на лиц, пере¬мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус¬мотренных соответствующей та-моженно-правовой нормой.

Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус¬мотренных правовой нормой (например, запрет на ввоз товаров по основаниям, преду-смотренным ст. 20 ТК РФ, запрет на совершение действий, подпадающие под при¬знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозмож-ные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ¬стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный ме-тод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного ре-жима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь¬зовать те формы таможенного контроля, которые они счи¬тают достаточными для обеспе-чения соблюдения законо¬дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова¬ния не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой сис-теме, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс¬ной отрас-лью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представля¬ющую собой систему правовых норм различной правоот-раслевой принадлежности, которые устанавливаются либо

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»