←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
• качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
• предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;
• предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
• предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет «рыночных реформ» приводит к ряду выводов:
Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого процесса разрушения производительных сил страны и утраты её производственного потенциала.
Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях, удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в разряд государств “третьего мира”.
В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения; лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты, пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам, благосостоянию и положению в обществе.
В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении национальной безопасности, о существовании государства как независимой державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики.
Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей (показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ Президенту РФ и Правительству РФ «О проблемах экономической безопасности России», 1996г.) .
Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение “закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая самостоятельность страны.
Таблица №1.
Показатели экономической безопасности
Пороговое значение
фактическое состояние соотношение фактического и порогового значений
Объем ВВП:
1. в целом от среднего по “семерке”
2. на душу населения от среднего по “семерке”
3. на душу населения от среднемирового
75 %
50 %
100 %
29 %
19 %
25 %
0,39
0,38
0,25
Доля в промышленном производстве
Обрабатывающей промышленности
70 %
50 %
0,71
Доля в промышленном производстве
Машиностроения
20 %
15 %
0,75
Объемы инвестиций, % к ВВП 25 % 13 % 0,60
Расходы на научные исследования,
% к ВВП
2 %
0,5 %
0,25
Доля новых видов продукции в объеме выпус- каемой продукции (машиностроение, 1994 г.)
6 %
2,6 %
0,43
Доля в населении людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума (сент. 1996)
7 %
20 %
0,29
Продолжительность жизни 70 лет 64 года 0,91
Разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения
8 раз
12,9 раза
0,62
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)
5 тысяч
6 тысяч
0,83
Уровень безработицы (по методологии МОТ) 7 % 9,2 % 0,76
Уровень инфляции за год (за 9 мес. 1996 г.) 20 % 16 % 1,25
Объем внутреннего долга, % к ВВП 30 % 33 % 0,9
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета
25 %
более 100 %
0,25
Объем внешнего долга, % к ВВП 25 % 31 % 0,8
Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита (проект бюджета-97)
30 %
45 %
0,66
Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. 1996) 5 % 4,2 % 1,2
Объем иностранной валюты в денежной массе 10 % 50 % 0,2
Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей
25 %
100 %
0,25
Денежная масса (М2), % к ВВП 50 % 12 % 0,24
Для импорта во внутреннем потреблении, всего
в том числе продовольствия
30 %
25 %
53 %
30 %
0,56
0,83
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму
1,5 раза
5 раз
0,3
Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики. По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных угроз:
1. Спад производства и потеря рынков.
2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.
3. Рост государственного долга.
4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и т.д.).
5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.
6. Криминализация экономики.
В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы безопасности будут сведены к минимуму.
Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования экономики.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
|
|