Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть 0,5 - 1,5 копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина - от двух до четырех денег с телеги с лошадью.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца: одна - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом, двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229 года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.

Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди, оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было сосредоточено на субъекте торговли.

Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить “всякую полную расправу в торговых делах” (2-ая статья Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы “великого государя казне в зборах порухи не было” (1-ая статья Устава). Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось на их качество. Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности, улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов - расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие протекционизма в области внешней торговли.

1. 2. Таможенная политика СССР в 1917 – 1991 годах

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Сою¬зе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября 1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и про¬должать совершенствовать современное российское таможен¬ное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организаци¬онная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспо¬сабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними эко¬номическими интересами и потребностями государства.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможен¬ным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году нахо¬дился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможен¬ная система в России практически была разрушена: большинство тамо¬жен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сен¬тябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образо¬ван ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при под¬держке Наркома финансов В. Р. Менжинского.

Новая государственная власть, пришедшая к управле¬нию страной в результате Октябрьского переворота в Рос¬сии, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монопо¬лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным ин¬струментом регулирования внешней торговли. В период воен¬ного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть тамо¬женные учреждения. Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных това¬ров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»