Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незна¬чительность серьезно затрудняли использование таможенно¬го тарифа как инструмента торговли Советской России с дру¬гими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внеш¬ней торговли, предоставлением права самостоятельного выхо¬да на мировой рынок хозяйственным и государственным орга¬низациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль та¬моженной службы в государственном управлении, практичес¬ки "реанимировало" таможенные органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был ут¬вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компе¬тенцию ТТК входили: составление новых и изменение старых спис¬ков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам за¬конов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имею¬щих отношение к таможенно-тарифному делу.

ТТК играл важную роль в выработке таможенной поли¬тики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссыл¬ки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к адми¬нистративным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК зна¬чительно снизилась. Де-юре этот орган прекратил свое су¬ществование в 1964 г. Фактически же он перестал функцио¬нировать гораздо раньше.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Та¬моженный устав СССР, явившийся первым кодифицирован¬ным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятель¬ностью таможенных учреждений на местах наблюдали упол¬номоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компе¬тенцию которых входило: наблюдение за выполнением тамо¬женными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рас¬смотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управ¬ления, но более подробно, чем Устав, определял компетен¬цию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы тамо¬женных органов.

Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утра¬ченные функции таможенных органов и обусловил интен¬сивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой стано¬вится тенденция к отказу от экономической модели управ¬ления и доминированию административно-командных мето¬дов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в част¬ности перестали играть важную роль в регулировании экс¬портно-импортных операций.

Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По срав¬нению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значи¬тельно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Уп¬равление таможенным делом на территории СССР было от¬несено к ведению Министерства внешней торговли и осу¬ществлялось через входящее в его состав Главное таможен¬ное управление (1-ая статья Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государ¬ственной монополии внешней торговли, совершение таможен¬ных операций и борьба с контрабандой.

Структура таможен¬ных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможен¬ном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, осо¬бенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую уп¬равленческую структуру, ориентированную на функциони¬рование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы систе¬мы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление госу¬дарственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган го¬сударственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы уп¬равления таможенным делом, так как впервые за всю исто¬рию Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственны¬ми актами. Общее руководство таможенными вопросами осу¬ществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные на¬правления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосред¬ственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В это время ясно наметился переход от чисто террито¬риального принципа построения местных таможенных уч¬реждений к созданию сети таможен по федеративному прин¬ципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тби¬лисская таможня была преобразована в Грузинскую респуб¬ликанскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азер¬байджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учрежда¬лись республиканские таможни. Интересно, что в республи¬канскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные опе¬рации. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможен¬ные учреждения от существенного объема работ по офор¬млению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредствен¬но в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организа¬ция) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обра¬титься в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного тамо¬женного уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного управления. Предусматривалось создание двух координационных органов — Таможенно-та¬рифного совета и Координационного совета по борьбе с меж¬дународным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных орга¬нов: центральный таможенный орган — региональные тамо¬женные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный коми¬тет.(5) Существенно изменились его функции, ориентирован¬ные в значительной мере на экономическую модель регули¬рования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Та¬моженный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., не¬смотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управ¬ления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств та¬моженного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь по¬казывала неизбежность перехода к более современным, гиб¬ким и динамичным методам внешнеэкономического сотруд¬ничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О та¬моженном тарифе", создать принципиально новую тамо¬женную систему на практике так и не удалось.

Формирова¬ние национальных таможенных служб в России и других го¬сударствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

2. Структура государственных таможенных органов России

Государственный таможенный комитет России (ГТК)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»