Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем (Украина)

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


План:

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………ст.3

1. Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем………………………………………………………………………………………………………ст.4

1.1 Зарождение таможенного дела. Киевская Русь…………………………………………ст.4

1.2 Таможенное дело Украины под властью Литвы……………………………………………ст.5

1.3 Эпоха казачества и развитие таможенного дела в этот период……………………………………………………………………………………………………………………………………… ст.6

1.4 Эпоха руины и её влияние на таможенное дело Украины…………………ст.8

1.5 Послереволюционное развитие таможенного дела Украины……………ст.11

1.6 Таможенное дело в 1920 – 1922 годах…………………………………………………………ст.12

1.7 Создание СССР и влияние этого события на таможенное дело Ук-раины…………………………………………………………………………………………………………………………………………ст.15

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………ст.17

Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………………………ст.18

Введение

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба Украины, деятельность которой регулируется большим пакетом законодательных актов, которые рассматриваются и развиваются одной из отраслей права - таможенным правом.

Следовательно, иметь хотя бы общие понятие о таможенном права обязан каждый юрист независимо от рода юридической деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права Украины необходимо рассмотреть его в историческом разрезе.

1. Развитие отечественного таможенного дела и законода-тельства о нем

1.1 Зарождение таможенного дела. Киевская Русь.

Строго говоря, таможенная охрана границ как один из эле¬ментов го-сударственности существовала на территории Украи¬ны издавна, точкой от-счета служит эпоха Киевской Руси. Киевские князья поддержи¬вали уже до-вольно широкие торговые связи, прежде всего с Византией, служившей ос-новным рынком сбыта таких искон¬но русских предметов экспорта, как ме-ха, мед, воск и др. Именно в этот период появляются зачатки таможенно-го дела в Украине. Здесь, в Киевской Руси, мы находим истоки самого понятия таможенного регулирования, в том числе и терминологии, сло¬жившейся в этой области в украинской науке и практике.

М.С.Грушевский пишет: «Перші письменні звістки про руську тор¬говлю на Чорнім морі сягають 1-ої пол. IX в. На початку X в. ся замор-ська русько-візантійська торговля була вже дуже значна. З розміром, обставинами й прерогативами, які здобула собі вона наслідком походів руських князів на візантійські землі в IX і XI в. знайомлять нас дркладнійше умови з Візантією кн. Олега в перших роках X в., особливо як ще їх доповнити звістка¬ми з умови Ігоря 944 р. і оповідання Кон-стантина» .

По свидетель¬ству Грушевского, русские купцы платили еще в первой по¬ловине IX в. десятину византийскому правительству со свое¬го прода-ваемого там товара, то после весьма удачного в во¬енном отношении похо-да киевского князя Олега в 907 г. они получают ощутимые преимущества, а именно — право бес¬пошлинной торговли в Византии. В договоре 907 г. (по другим данным — 911 г.) содержится на этот счет следу¬ющая подтвер-ждающая привилегии русских купцов форму¬ла: «и да творять куплю, яко же им надобе, не платяче мыта ни в чем же».

Из дого¬вора князя Олега 907 г. мы, в сущности, впервые находим в официальном документе и терминологические истоки рассмат¬риваемого во-проса — а именно: речь идет о терминах «мыто», «мыт» и вариациях их в российских словосочетаниях «мытный сбор», «мытная изба» и др. А вот в украинском и ряде других славянских языков (например, в болгарском) и в современ¬ном написании и произношении этот корень не изменился — «ми-то», «митниця» и др.

Правда, в дальнейшем, уже в современном русском языке закрепилось иное название: «таможня», «таможенный» и др. Термин происходит от тюркского «тамга» — знака собствен¬ности, которым отмечалась принадлеж-ность скота, например, или других объектов. Это клеймо, или тавро, в период татаро-монгольского ига в древней Руси постепенно стало обозна¬чать законность пересечения товаром границы после уплаты соответствую-щей пошлины, теперь именуемой таможенной.

Возвращаясь к состоянию таможенных отношений между Ки¬евской Русью и Византией в Х- XI вв., следует сказать, что названные выше льготы (свобода судоходства на Черном море и освобождение от уплаты таможен-ных пошлин) вскоре Ру¬сью были утеряны — вследствие на сей раз неудач-ного воен¬ного похода на Византию (941 г.) преемника Олега — князя Иго-ря. После того, как в 944 г. был заключен новый договор, в его общепо-литическом разделе уже не упоминалось о бес¬пошлинной торговле, наобо-рот, были введены существенные ограничения.

Наступило время княжеских междоусобиц — типичных для эпохи фео-дальной раздроблен¬ности локальных войн, заполняющих всю вторую полови-ну XI в. Поэтому в условиях, когда господствовал выработанный на Лю-бечском съезде князей в 1097 г. принцип «каждый да держит вотчину свою», каждый из них проводил такую тамо¬женную политику, какую считал нужной, учреждал где ему заблагорассудится таможенные заставы, облагал купцов все¬возможными налогами, а точнее — поборами.

1.2 Таможенное дело Украины под властью Литвы

Что касается Древнерусского государства, то оно просуще¬ствовало до первой трети XIII в. и пало под ударами орд Батыя. Используя фео-дальную раздробленность русских земель, их политическую разобщенность и слабость вследствие зависи¬мости от Золотой Орды, быстро набиравшее силы Литовское княжество, а затем и Польша вскоре стали захватывать сосед¬ние земли бывшей юго-западной Руси, на которых, как отме¬чают со-временные украинские историки, как раз в эти исто¬рические сроки (XIII— XVII вв.) начала формироваться укра¬инская народность.

Поскольку собственной государственности украинский на¬род тогда еше не обрел, на отошедших к Литве землях дей¬ствовало, естественно, ее законодательство, в том числе и таможенное. Таможенных пошлин (в то-гдашнем их понимании) было очень много, что они час¬то менялись, и что литовское правительство (так же, впро¬чем, как и московское) предусмат-ривало строгие санкции за попытку обойти в прямом смысле, объезжая другими дорога¬ми те города и места, где взимались пошлины. Среди них упоминаются, например, Чернигов, Киев, Чернобыль. Так, в Чернигове ставки пошлины в рассматриваемый период со¬ставляли 2 гроша с вьюка то-вара и 3 гроша с воза, хотя со¬временному читателю это, видимо, мало о чем говорит, тем более, что там же упоминается о Киеве, где пошлина была уже совсем другой — тридцать грошей с воза.

При всем том, что пошлины значительно разнились между собой, все же можно сказать, что наиболее распространен¬ным видом пошлины счита-лось именно такое «отстегивание» в пользу сборщика пошлин определенной части со стоимости товара. Исследователь таможенной стари¬ны, препода-ватель Киевского коммерческого училища И.Коз¬ловский пишет, например, о том, что торговые люди платили или «пятинную деньгу», или (наиболее часто) «десятинную», или даже «одно тридцатое» и т.д.

1.3 Эпоха казачества и развитие таможенного

дела в этот период

Начиная с XV в. Украина вступает в период своей истории, который принято именовать эпохой казачества, но о делах та¬моженных можно су-дить лишь по некоторым документам, от¬носящимся к существованию сложив-шейся на территории ос¬вобожденной Украины в 1648-1654 гг. украинской казацкой державы — Войска Запорожского, и затем в период Гетман¬щины. Вот несколько штрихов к очень неполной, разумеется, картине складывав-шихся в этой сфере отношений.

Как отмечается в одной из новейших работ по истории госу¬дарства и права Украины, «за договором 1649 р. турецького султана з «Військом Запорозьким і народом руським», тобто з вільною Україною, сторони взя-ли на себе такі обов'язки. Тур-ція — надавати українським купцям право вільно плавати по Чорному морю й безмитне

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»