Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Таможенное регулирование ВЭД и его проблемы

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


2. Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

2.1. Основные методы нетарифного регулирования

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Применение нетарифных методов государственного ре¬гулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста¬навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз¬давать благоприятные предпосылки для эффективного раз¬вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про¬изводителей и потребителей. Наиболее эффективно систе¬му нетарифного регулирования применяют в рамках внеш¬неторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза¬тельствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны¬ми органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос¬тижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон¬кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи¬ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

• в-четвертых, нетарифные методы не являются допол¬нительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени не выра¬ботано единой классификации нетарифных методов регу¬лирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под¬разделяются на пять основных групп:

 количественные ограничения импорта и экспорта;

 таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

 стандарты и требования к качеству товаров;

 ограничения, заложенные в механизме платежей;

 участие государства во внешнеторговых операциях.

Под количественными ограничениями импорта и экс¬порта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количе¬ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Данные методы нетарифного регулирования торгового оборота получили наибольшее распространение в между¬народной торговле. При этом к ним относятся: квотирова¬ние; лицензирование; декларирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Квотирование представляет собой ограничение госу¬дарственной властью экспорта или импорта товара в опре¬деленном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивиду¬альная квота.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экс¬порта) в стоимостных или натуральных единицах на опре¬деленный период времени, вне зависимости от того из ка¬кой страны импортируется или в какую страну экспорти¬руется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчи¬тывается как разность внутреннего производства и потреб¬ления товара. В настоящее время глобальная квота являет¬ся наиболее распространенным видом квотирования.

Индивидуальная квота представляет собой квоту, уста¬навливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются сле¬дующие виды индивидуальных квот по способу формиро¬вания:

во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

во-вторых, индивидуальная квота формируется на ос¬нове предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соот¬ветствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяют¬ся многими странами особенно часто в отношении госу¬дарств, не входящих в члены ВТО.

Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государст¬венной защите. В этой связи данная квота обычно приме¬няется в отношении сельскохозяйственной продукции.

По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

Экспортные квоты вводятся государством в соответст¬вии с международными стабилизационными соглашения¬ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

Импортная квота применяется государством для защи¬ты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торго¬вого баланса, а также как ответная мера на дискриминаци¬онную внешнюю политику других государств.

Лицензирование представляет собой процесс регулиро¬вания внешнеэкономической деятельности через разреше¬ния, выдаваемые государством на экспорт или импорт то¬вара в установленных количествах в течении определенно¬го промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограни¬чений.

На практике используется большое количество разно¬образных лицензионных форм, при этом основными вида¬ми лицензирования выступают следующие лицензии: ин¬дивидуальная, генеральная, автоматическая.

Индивидуальная лицензия является разовым разреше¬нием на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контроли¬рующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важней¬шие стороны внешнеторговой сделки: количество и стои¬мость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, кото¬рые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить ука¬занные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

Автоматическая лицензия представляет собой разреше¬ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор¬тера или импортера заявки, которая не может быть откло¬нена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

Мировой опыт показывает, что распределение лицен¬зий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпоч¬тений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

Аукцион - продажа лицензий осуществляется на кон¬курсной основе. Данный способ считается наиболее эф¬фективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между им¬портерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных слу¬чаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот не¬посредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределе¬ния лицензий. Такие аукционы проводились для распреде¬ления лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально струк¬туре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производите¬ли, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с мест¬ными производителями, либо представляющие крупные корпорации, которые способны влиять на политику данного госу¬дарства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отра¬зиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта то¬варов у заведомо неэффективных иностранных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»