←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Тема 3
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Тарифная политика в условиях глобализации.
2. Нетарифные методы регулирования международной торговли.
3. Осуществление внешнеэкономической политики государства в системе ВТО.
1. Тарифная политика в условиях глобализации
Таможенный тариф представляет собой систематизиро¬ванный перечень товаров, подлежащих таможенному об¬ложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определённым призна¬кам и против каждого из товаров указывается одна или не¬сколько ставок таможенных пошлин. Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
Сложный тариф предполагает определение по каждо¬му товару двух и более ставок таможенных пошлин. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, кон¬венционные и преференциальные ставки.
Автономные ставки являются наиболее высокими, вво¬дятся на основе односторонних решений органов государ¬ственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торго¬вые договора и соглашения.
Конвенционные ставки имеют более низкую ставку та¬рифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и при¬меняются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора.
Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для соз¬дания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися страна¬ми. Следует заметить, что преференциальные ставки могут и не выделяться в отдельную колонку. В этом случае во вводной части, поясняющей правила пользования тари¬фом, может быть просто указано, что для перечисленных в особом списке стран минимальная ставка снижается на определённое количество процентов.
Кроме перечисленных ставок, размер которых устанав¬ливается заранее, таможенные тарифы предусматривают возможность введения дополнительных пошлин. К допол¬нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, ком¬пенсационные и картельные.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано¬сит экономический ущерб национальным товаропроиз¬водителям.
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им¬порт наносит ущерб национальным производителям анало¬гичной продукции.
Картельные пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении Данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не¬сколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы Юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).
Сложный таможенный тариф наиболее часто использу¬ется во внешнеторговой политике государств, так как по¬зволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим государствам, развивая более тесное эко¬номическое сотрудничество. Общее число товарной про¬дукции в тарифах развитых стран составляет около трёх тысяч. Причём каждая товарная позиция обычно содержит более мелкие позиции, позволяя, таким образом, увеличи¬вать число товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
Группировка товаров в таможенных тарифах представ¬ляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, госу¬дарство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом чем более дробной является структура та¬рифа, тем эффективнее он может быть использован в про¬текционистских целях.
Следует подчеркнуть, что в рамках варьирования та¬рифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации. Под политикой тарифной эскалации понима¬ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по¬зволяет развитым странам активно стимулировать произ¬водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче¬ской отсталости.
Политика применения тарифных квот осуществляется посредством использования переменных таможенных по¬шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров:
при импорте в пределах определённых количеств он обла¬гается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при пре¬вышении определённого объёма импорт облагается по бо¬лее высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров. Причем тарифная квота обычно по своей эффективности сравнима с количественным ограни¬чением.
В рамках таможенно-тарифной политики также широко используется "разрешающая оговорка". Страна, включаю¬щая эту оговорку в международное соглашение, получает возможность отменить предоставленную уступку, снижен¬ную пошлину, более льготную квоту и ввести дополни¬тельные ограничения ввоза, если импорт иностранных то¬варов возрастает до такой степени, что может нанести ущерб национальному производству.
В конце восьмидесятых годов завершилась работа над созданием Гармонизированной системы описания и коди¬рования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 года и к ней присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится 85% всего объёма международной торговли.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров включает в себя: Унифицированную товарную номенклатуру. Основные правила классификации товаров и Алфавитный указатель.
Унифицированная товарная номенклатура состоит из 21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразде¬ляющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрика¬ты, готовые изделия. В основе построения товарных пози¬ций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой ста¬тистикой. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по второй он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.
В процессе унификации определения таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая уста¬новила Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки;
цене идентичного товара; цене аналогичного товара; про¬дажной цене за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость товара стоимость фрахта и стра¬хования. Кроме того, дано право таможенным органам за¬требовать дальнейшую информацию, если имеется сомне¬ние в правильности заявленной стоимости импортируемых товаров.
Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенци¬онной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста¬новится определение страны происхождения товаров.
Общее правило для определения страны происхожде¬ния товара гласит, что страной происхождения считается и та страна, где товар был произведен или существенно пе¬реработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:
во-первых, признание товара, не подлежащим перера¬ботке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; живот¬ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вы¬шеперечисленной продукции;
во-вторых, признание товара существенно перерабо¬танным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара су¬щественно переработанным учитывается разная добавлен¬ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для разви¬вающихся стран и 50% для остальных государств.
Следует отметить, что сделанные теоретические выво¬ды находят реальное подтверждение на практике. В сере¬дине 90-х годов ведущие индустриальные страны, исполь¬зующие эффективную систему регулирования междуна¬родной торговли, создавали 70% мирового ВНП и осуществляли более 70% объема международной торговли, При этом 66% международного потока прямых иностран¬ных инвестиций
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|