Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

История масонства

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


счёте к исканию философского камня, обращающего неблагородные металлы в золото, панацеи или " всеобщего универсального врачества" и к "божествен-ной магии", то есть к попыткам входить в сношения со светлыми духами, а по-знание Бога — к мистическим толкованиям Священного Писания. Не может быть сомнения в том, что вся розенкрейцерская "наука" была в Западной Ев-ропе явным анахронизмом. Её дикие крайности и в России, конечно, не были явлением, благоприятно отражавшимся на нашем общественном развитии, так как отвлекали русский "ум, ещё в суждениях зыбкий", от нормального пути к усвоению настоящей европейской культуры. Но в русском розенкрейцерстве были и свои хорошие стороны, не прошедшие бесследно для истории нашей культуры и объясняющие, почему примкнули к этому движению лучшие ин-теллигентные силы России. Прежде всего важно, что это было первое у нас интеллигентное общественное течение, в первый раз сплотившее русских лю-дей и направившее их в сторону служения общественным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против "волътерианства", поколебавшего правильный ход нашей культуры. Всем известна филантропи-ческая деятельность русских масонов XVIII века, и не случайно, конечно, поч-вой, на которой она возникла, было розенкрейцерство: именно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи русского просвещения, шли на помощь голодающей России своею "братской" любовью к человечеству. Розенкрейцерство, бывшее на Западе явлением умственной отсталости, у нас было совершенной новостью, и впервые давало русскому обществу известное миросозерцание, какое, — это вопрос другой, — но важно, что оно было дано, что впервые, благодаря розенкрейцерству, была создана его необходимость. Это была первая философская система в России, которая, составляя опреде-лённое идеалистическое мировоззрение, сыграла немаловажную просвети-тельную роль в XVIII веке: успешно борясь с влиянием чуждого русскому ду-ху волытерианства, розенкрейцерство, несмотря на свои дикие крайности и смешные стороны, воспитывало, дисциплинировало русские умы, давало им впервые серьёзную умственную пищу, приучало, — правда, помощью мисти-ческой теософии и масонской натурфилософии,- к постоянной, напряженной и новой для них работе отвлечённой мысли. Также, ещё одна сторона розен-крейцерства, — не только, конечно, переводы мистических книг, сделанных русскими масонами, но главным образом самостоятельные попытки масонско-го творчества и особенно речи в собраниях братьев, несомненно внесла свою долю и в дело обогащения русского литературного языка.

Остаётся сказать ещё несколько слов о судьбе Елагинских лож, которые, прекратив свои работы в 1784 году, в скором времени возобновили их снова Хорошо осведомлённый Елагин, масонская деятельность которого заглохла, воспользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братии о соединении их попробовал возобновить "цепь упражнений" подчинённых ему лож. Собрав своих "братьев" в капитуле, он прочёл целый ряд бесед с це-лью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в английских ло-жах. Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым про-тив него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розен-крейцером. Он узнал, что "масонство есть древнейшая таинственная наука, святою премудростию называемая, что она все прочие науки и художества в себе содержит". Да ведь это не что иное, как фантастическая история розен-крейцерской "искры света", изложенную в сочинениях Шварца. Далее, какие книги дали Елагину основу для его новых "истинных" познаний ? Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, древних философов, а затем мы встреча-ем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. д. Ведь это все любимейшие книги розенкрейцеров, к которым, очевидно, при-надлежал и первый учитель Елагина. Программа задуманного Елагиным сочи-нения именно о том, что составляло содержание главного руководства розен-крейцеров — "Теоретического градуса Соломоновых наук" и других книг "по ордену". Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с удивительной наивностью называет розенкрейцеров "не свободными каменщиками, но фанатиками или пустосвятами "— именно за то, что "к ра-зумению сего Божественного Писания не дают ключа они". Если бы он только знал, что ключ, которым он хотел с такой торжественностью открыть высшие тайны своим подчинённым, есть ключ от двери, ведущей в обитель "братства злато-розового креста", столь ему ненавистного.

Так закончились искания Елагина, и в описанном им процессе мы нахо-дим лучшее доказательство того, что в розенкрейцеровской науке, как и в нравственной философии масонства первых трёх степеней, заключались эле-менты, отвечающие глубоким общественным потребностям века.

Екатерина II с большим подозрением относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды "вольных каменщиков" в своих комедиях, впоследствии Императрица усмотрела в этой тайной организации угрозу своему правлению.

Масонство было угнетаемо со всех сторон. С объективной стороны Ека-терине II не за что было упрекать масонов. Основная их деятельность была посвящена благотворительности. А то, что они совершали нелепые ритуалы — все это не стоило серьезного внимания. Единственное, что настораживало царский двор — это книжные издания, выпущенные в типографии Московско-го университета под редакцией Новикова Н.И. и Лопухина. Название книг подразумевало их содержание, а поскольку и то и другое были настолько странными и непонятными, а поэтому и пугающими для всего окружения (по-скольку в них видели намеки адресованные правлению Екатерины II).

Вследствие этого многие выдающиеся просветители Екатерининской эпохи, в лице ее главного представителя Н.И. Новикова были осуждены на тюремное заключение. Несправедливое обвинение, павшее на головы вид-нейших общественных деятелей произвело тяжкое впечатление на обществен-ное сознание.

Развитие масонского учения достигло своего расцвета в эпоху реформ молодого императора Александра I.

На первых парах его правления масонство широко провозглашало либе-рально-демократические идеи, ратовало за гуманизм и просвещение. В ложи вступали многие политические деятели, представители научных кругов, ис-кусства. Многих из них привлекала мода, других вера в возможность нравст-венного совершенствования, таинственность нового учения, пышность обря-дов, званий, а также возможность оказаться среди передовых просвещенных, а также влиятельных людей страны.

Либерализм масонских идей был созвучен молодому царю. И все каза-лось шло к лучшему. После успешного завершения войны 1812 года, когда русская армия с триумфом вернулась из Европы на родину, они принесли с собой опьяняющий дух победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни тайных кружков, возникавших один за другим в обеих столицах и провинциях России. К масон-скому течению принадлежали и Суворов и Кутузов.

Усиление революционных устремлений, по мнению Александра I, побу-дило его закрыть все масонские объединения, поскольку от "умствований ны-не существующих проистекают столь печальные в других краях последствия" [9:145].

В 1822 г. масонские ложи были запрещены, между тем многие из них как ложа "Астрея", продолжают свою деятельность. Свидетельства историков указывают на тайные масонские общества по всей России: в Киеве, Житомире, Одессе, Вильно, Москве и Томске.

3.5. Масонство ХХ века

После 80 лет фактического молчания масонских деятелей, в конце XIX столетия, предпринимается активная подготовка к возрождению российского ордена "вольных каменщиков". Попытка возрождения масонства была ориен-тирована первоначально обосноваться на Западе, а затем, при помощи автори-тета влиятельных лиц, легализовать масонство и в России.

Париж был наиболее подходящим в плане создания российской ложи. В 1887 г. при помощи активных участников возрождения масонства на Западе открывается русская ложа "Космос". В нее вошли люди той эпохи: профессор М.М. Ковалевский, которого вполголоса называли "генералом на купеческих свадьбах" [3:18]. Выдающийся ученый, способствовал открытию "русской школы общественных наук" в Париже. Вслед за "Космосом" следует открытие другой ложи в Париже, в которой членами становятся В.А. Макланов, Е.В. де Роберти, писатели А.В. Амфитеатров, В.И. Немирович-Данченко.

Благодаря тому, что русское масонство во Франции благополучно при-жилось и "даже пустило корни" [3:22], откладывать попытку легализации ма-сонства в России больше было нельзя. Время благоприятствовало этому.

Почти сразу после I русской революции, немного погодя, "когда страсти улягутся" [2:133] из Парижа в Россию приезжает М.М. Ковалевский с дирек-тивой открыть масонские ложи. Дело обстояло в 1906 г. Таким образом, рус-ское масонство XX в. возникает среди городского населения России, в началь-ный период индустриально-технической эпохи европейского континента.

Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отноше-ний, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобре-тения изменившие мир — электричество, фотография, телефон, телеграф, ав-томобиль, пулемет и аэроплан — между 1880 — 1914 гг. с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до этого жили русские со сво-им все еще крепостным строем и помещичьими порядками [10:167].

Все эти явления чувствовались в двух столицах, а затем и в провинци-альных городах. Возрождение масонства в России было вызвано 3 важнейши-ми событиями в жизни страны:

 поражением русских в русско-японской войне,

 революцией 1905 г.,

 буйным ростом интеллигенции вопреки всем запретам и "препонам" [3:22]

Этот рост шел, рука об руку не только с ростом буржуазии крупной и мелкой, которая

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»