Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

История масонства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


все таинства. Он совершил путешествие в Египет, где был посвящен в тайны мистерий и принят в Орден жрецов. Вернувшись на Родину г. Кротон. В VI в. до н.э. Пи-фагор основал подобный орден, известный под названием Пифагорейское об-щество. Желающий вступить в орден испытывался в отношении его образо-ванности, способности к послушанию: собирались также справки о его пове-дении и его привычках. Члены Пифагорейского общества были подвергнуты особой дисциплине, делалось различие между новичками и "старичками", т.к. последние были посвящены в высшие научные тайны. Открытия, которые бы-ли сделаны Пифагорейским обществом в области астрономии, геометрии, ма-тематики легли в фундамент человеческой культуры. Общество использовало методы египетских жрецов, которые совмещали серьезные занятия наукой с мистификацией. Пифагор привлекает современных масонов, прежде всего тем, что он первый кто ввел суровые и трудные правила приема в свое обще-ство, которое приняло особо элитарный и замкнутый характер (см. приложе-ние ).

Известно, что тайные общества, а точнее религиозно-мистические сою-зы посвященных, деятельность которых облекалась в форму мистерий, име-лись в древности не только у египтян и греков, но и у халдеев, персов, римлян, евреев и других народов. По мнению Дэп. Фрезера, непременное возникнове-ние таких союзов в разных странах объяснялось как ритуальными соображе-ниями, так и стремлением верхушечного строя рабовладельческой знати к обособлению от остального общества ради усиления духовного и политиче-ского господства над ним. Господство это оправдывалось могущественной во-лей богов, толкователями которой являлись члены общества. Зачастую реаль-ные тайны политической власти маскировались с помощью мистерий.

В глазах основной массы людей, те, кто владел тайной, непосредственно мог обращаться с небесами, божествами. На них лежала печать избранности. И зачастую владение тайной позволяло "посвященным" занимать особое по-ложение в обществе, оказывать большое влияние, получать доступ к богатст-ву. Вместе с тем нельзя отрицать, что в "постижении истины" присутствовал исследовательский, творческий элемент. Так как в подобных обществах ос-новной контингент составляли интеллигенция, люди талантливые, большого ума. Однако их деятельность не могла быть бескорыстной долгое время. По-стижение истины не всегда осуществлялось во имя самого знания и его рас-пространения. Очень быстро время диктовало свое: интеллект, ум, способно-сти обращались к цели занять высокое положение в обществе, возвышение по иерархической лестнице, на обогащение.

1.2. Внешняя сторона Ордена

Можно бесконечно перечислять на страницах истории различные секты, общества, которые рождались и умирали, вновь рождались… Однако, и по сей день, общество "каменщиков" занимает влиятельное положение. Если оно су-ществует, значит, все эти долгие годы своего существования оно удовлетворя-ло человеческое общество, соответствовало его желаниям, и оставалось притя-гательным на разных исторических этапах.

Чтобы понять это, надо обратиться как к внешней, так и внутренней стороне масонства.

Внешняя сторона касается характера деятельности ордена, которая рас-сматривается в главах 2,3 — его ритуалов, эмблем, законов, пропаганды идей. Внутренняя сторона заключается в масонской символике, в которой по утвер-ждению Т. Соколовской "раскрывается вся сущность масонской организации: тайна, неразрывная связь каждого члена со своим обществом, наказуемость предателей, защита общества и отдельного его члена, широкая пропаганда ма-сонских идей и борьба за масонские идеалы"[10]. Каждый символ имеет свое объяснение и вместе с тем практическое применение.

Так, линейка и отвес символизируют равенство сословий.

Угломер — символ справедливости.

Циркуль — служит символом общественности.

Наугольник — по некоторым толкованиям означает совесть.

Обыкновенный камень — это грубая нравственность, хаос.

Кубический камень — нравственность обработанная.

Молоток — служит для обработки дикого камня, а так как он принад-лежит мастеру, то служит одновременно символом власти.

Лопатка — снисхождение к слабости людей и строгости к самому себе.

Ветка акации — бессмертие.

Гроб, череп, кости — презрение к смерти; печаль об исчезновении ис-тины.

Одеяние членов масонской организации изображает в общем целом добродетель.

Круглая шляпа — символ вольности.

Обнаженный меч — карающий закон, символ борьбы за власть, козни злодеев, защиты невинности.

Кинжал — символ предпочтения смерти.

Печатью масонства служит несколько эмблем. Самым распространен-ным является круг, в котором заключены два взаимно пересекающихся равно-сторонних треугольника, один из которых своей вершиной обращен вверх, а другой вниз. Это большая печать Ордена. Помимо этого существуют более простые печати, одной из которых служит шестиконечная звезда.

Следует отметить, что на этих вышеперечисленных достаточно наивных символах масонства сущность его учения не исчерпывается. То, что, по сло-вам профессора Уорда, в одном и том же символе может заключаться не-сколько значений "матрешка в матрешке" важно для исследования масонской символики. Каждое значение как бы подготавливает своим присутствием сле-дующее, по мере продвижения "ищущего" в масонской науке.

Орден "вольных каменщиков" — организация глубоко конспиративная и сохранение масонской тайны одно из основных правил братства. При вступ-лении в членство каждый дает клятву о неразглашении своей причастности к Ордену, своего посвящения. Вступая в масонский Орден, человек должен все-цело и безраздельно принадлежать ему. Конечно, он остается гражданином своего государства, но, прежде всего он — масон. Вступление в орден пред-шествует сложный ритуал посвящения.

Таким образом, каждый масон "принимая на себя обязанность беспреко-словного подчинения должен без раздумий и колебаний, только в интересах Ордена принести все жертвы, пойти на страдания и смерть за масонские идеа-лы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз каждого масона "Будь готов!" (из Конституции Великой ложи Франции).

К внешней стороне масонской культуры, как я отметила выше, причис-ляется пропаганда идеи.

Любая масонская ложа должна служить центром пропаганды. Масоны незаметно вливаются в повседневную жизнь, они не могут уйти от обыденной жизни, т.к. они все же остаются гражданами свей республики и поневоле вы-нуждены в ней жить и работать.

Один из масонских авторитетов, Пикколо Тигр так поучает братьев в своей книге: "Старайтесь под любым предлогом проникать в разные общества, имеющие своей целью торговлю, промышленность, музыку, искусство; соби-райте "ничего не разумеющие стада" во главе пастыря, хорошо аттестованного и доверчивого человека".

Масонство действует путем медленного внушения, подготовляя к при-нятию масонского учения. Священная обязанность каждого ее члена в том, чтобы "светом царственного искусства просветить всю Вселенную".

Здесь можно увидеть, как иудейский семисвечник и Библия соседству-ют с греческими колоннами и космогониной Египта. Инструменты каменщи-ческого ремесла переплетаются с геральдикой рыцарства — мечом и кинжа-лом. Обстановка в ложе напоминает чем-то музей, чем-то театр, в котором свален реквизит сразу нескольких пьес. Однако факт существования такого инструментария, орудия масонского учения и по ниши дни остается фактом. Со своими лопаткой, циркулем, треугольником, костями, гробом, свечкой и другими атрибутами масонских церемоний братья не расстаются веками. В чем состоит успех такого применения? К этому вопросу можно найти свое объяснение. Своими ложами масоны объединяют людей, не только граждан одной страны, но зачастую людей различных верований, национальностей, разных вкусов.

Поэтому реквизит масонства так специально условен, нарочит-то сим-волизирован. Отсюда он кажется несколько наивным. К примеру, «...для того чтобы почувствовать Христа своим, новообращенные африканцы изображают его на своих «фигурках» черным, то здесь каждый может отыскать свое» (За-мойский, 91).

Отсюда сущностное значение масонской символики в том, что она рас-считана на неоднозначное толкование, она представляет двусмысленный ха-рактер.

Так, представим себе лестницу масонства, которая масонской символи-кой изображена как «лестница о семи ступенях, ведущей в храм царя Соломо-на». Каждый раз, посвящаемый в масоны, видит «лестницу совершенства» в разных ракурсах. Родин ставит перед собой благородные цели, продиктован-ные заботой о людях. Другой, вступая в ложу, стремится обзавестись выгод-ными связями, которые могли способствовать его профессиональному успеху, высокому общественному положению. На этот счет, известный масонский идеолог Дт. Уорд отмечает, что «...совмещение «высокого и низкого» в интер-претации масонских целей кажется несколько произвольным». Здесь заключен секрет жизненности. Исторически масонство вобрало немало людей благо-родных, самоотверженных, талантливых и гениальных. Часто это происходило в периоды антифеодальных революций, войн за независимость, ломки старого, приобретения сторонников. Однако для будущности масонства такая «шах-матная» черно-белая природа, двуликость, многозначительность имела иное толкование. Здесь были запрограммированы как светлые, так и темные сторо-ны, причем последним «низким поступкам» братьев всегда находились оправ-дательные объяснения: их средства к достижению успеха диктовались выс-шими соображениями.

1.3. Внутренняя сторона Ордена.

Другой вопрос, касаемый не менее важного аспекта нашего исследова-ния относится к изучению внутренней стороны масонской традиции. Внут-ренняя сторона сосредоточена на глубоком символизме, которым

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»