Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

История масонства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


идеологов, исторические детали не так уж существенны, здесь важна не история, а стоящая за ней аллегория. Отсюда рождена новая легенда о Мас-тере-Строителе, придуманная масонами (А. Уайт, Новая энциклопедия масон-ства). Хирам, как Мастер-Строитель, разделил рабочих на 3 группы, которые именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе были при-своены отличительные знаки, слова и правила, с помощью которых можно было быстро определить принадлежность работника. Чтобы работа была соз-нательной, Адонирам знакомил работников с познаниями избранных мудре-цов, предлагая им символы и изъясняя их; степень познания была соразмерна степеням Ученика, Подмастерья и Мастера. Однако согласно легенде, некото-рые работники остались недовольны своим положением, они претендовали на более высокое жалованье. Наконец, трое товарища, ремесленника решили си-лой выведать у Хирама пароль, возводящий в степень Мастера. Подкараулив Хирама и получив в ответ отказ на требование открыть слово Мастера, раз-бойники убили его линейкой, циркулем, молотком. Тело погребли под горой Мория, где на могиле посадили ветку акации. Узнав о гибели своего помощ-ника, Соломон пришел в великую печаль, повелел найти тело Великого Мас-тера. В знак невиновности в убийстве, работники явились в белых перчатках. Тело было найдено, однако мастера из боязни, что древнее слово уже потеряло значение, решили его заменить первым, которое будет кем-либо из них произ-несено при открытии тела погибшего Мастера. В то мгновение, когда они уви-дели тело, раздался возглас присутствовавших: «Плоть от костей отделяется», другими словами «Макбенак». Это-то выражение и было принято отличитель-ным словом мастерской степени.

После смерти архитектора Соломон решает взять на вооружение прин-ципы организации Хирама. Они нужны для создания всемирной организации строителей символического «храма Соломона». Так итальянский автор Фран-когоччи в своей книге говорит о том, что Соломон утвердил корпорацию, из-бранных, которая, находясь на службе у Бога и царя, является инструментом порядка и исполнения справедливости (Francocci, op.113).

Наилучшим образом информированные масонские авторы понимали, что Храм Соломона есть представление в миниатюре Вселенского Храма , достижение которого практиковалось «вольными каменщиками».

А.Е. Уайт по этому поводу писал: «Храм является макрокосмическим по своему характеру, так что храм есть символ всей Вселенной, тип манифеста-ции самого себя».

Таким образом, с точки зрения тех, кто считает масонство результатом продолжения деятельности секретных обществ архитекторов и строителей, которые в течение столетий объединялись в замкнутую касту мастеров-ремесленников. Хирам-Абифф был Великим Мастером не только города Тира, но и всего масонского учения.

Как известно их философия лежала в использовании в пропорциях и украшениях храмов, дворцов, мавзолеев, крепостей и других общественных зданий. Каждому работнику давался пароль (иероглиф), которым он отмечал камни, укладываемые в здание с тем, чтобы показать грядущему поколению, что таким образом он посвятил Великому Архитектуру Вселенной совершен-нейший «продукт» своего труда. Здесь можно привести утверждения истори-ков, что подобными знаками (иероглифами) отмечены многие памятники ар-хитектуры, сохранившиеся до нашего времени: римские стены, греческие храмы, камеры Великой Пирамиды, подземные стены Иерусалима, а также руины в Англии, Франции, Шотландии, Германии и других странах.

Отсюда легенда о Храме предстает перед нами как сосредоточение бо-жественных Секретов Архитектуры в пропорциях земных строителей.

Подводя итог всему вышесказанному, я еще раз хотела бы подчеркнуть, что наследие масонства бесценно для человечества (как и любое другое уче-ние, основанное на нравственно-этических началах). Прежде всего, оно стано-вится бесценным при изучении своих философских символов, большинство из которых восприняло в себя учения мудрецов античности: мистиков, теософов, алхимиков.

Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масон-ской организации и преследуемые масонством целей. И масонские ритуалы, и масонские символы в наше время продолжают быть актуальными благодаря тому, что они были рождены боговдохновенными мыслителями и мудрецами античности. Многие науки и искусство внесли свой вклад в развитие масон-ского символизма.

Следует отметить, что масонская идеология не была чем-то исключи-тельным, из ряда вон выходящим. Те же самые этические начала являлись принадлежностью и других многих нравственных учений. Однако, как и в лю-бом учении, здесь присутствует какая-то изюминка, та своеобразность, непо-хожесть масонства заключается в том, что оно проводило в жизнь свои гума-нитарно-философские идеи, воплощая их в целый ряд символов и обрядов.

В своем кратком перечислении обрядности "вольных каменщиков", я не задавалась целью проследить полностью возникновение обрядов, зарождение символов и их развитие, так как это представляет сложную задачу, требую-щую специальных знаний по античности. Прежде всего, я попыталась акцен-тировать внимание на той обрядности и символике более значимой, характер-ной для масонства.

Конечно, следует отметить, что все философские течения, шедшие па-раллельно с масонством, старались своим учением украсить жизнь человека, отвлечь его от жизненной рутины, быта. Но в них находились свои как поло-жительные, так и отрицательные качества. Так обстояло и в масонстве.

В чем проявились эти отрицательные свойства учения, к чему они при-вели, составляет вопросы изучения в последующих главах данной работы.

И именно на этой кульминационной точке завершения главы я бы хоте-ла привести слова масонского идеолога, профессора Уорда: "Масонство пред-ставляет университет вселенского масштаба, в котором учат свободным нау-кам и искусствам души тех, кто раскроет им свои сердца. Его кресла — обита-лище мудрости, его столпы поддерживают своды универсального образова-ния, их чертежные доски заполнены вечными истинами всех веков и на тех, кто понимает их священную глубину лежит столь долго искомый ключ к тай-нам, которые человечество стремилось раскрыть со времени возникновения человеческого разума".

В следующих глава я хочу рассмотреть фактическую историю возник-новение ордена, а также деятельность масонских организаций в ряде стран За-пада, там, где оно было наиболее влиятельно, оказало существенное влияние на общественную жизнь в том числе и в России. Сравнивая, выявляя общее и особенности, мы глубже поймем суть масонских идей.

2. Масонство на Западе

2.1. Английское оперативное масонство.

В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет, Кельнский собор — 632 года.

При таких темпах работы камнетесам, каменщикам, архитекторам при-ходилось постоянно жить вблизи построек. Такое расположение вещей яви-лось причиной возникновения строительных артелей. Отсюда слово франк-масон (free mason) — т.е. "свободный каменщик" перешло из английского языка в другие европейские языки. Таким словом в эпоху средневековья обо-значали каменщиков-строителей XIV века. Первоначально в эпоху готическо-го стиля это была известная в Англии артель — "каменотесы свободных кам-ней". В отличие от обыкновенных каменотесов они работали с более мягкими каменными породами типа мрамора или известняка, которые употреблялись для более тонкой барельефной работы, отделки зданий. Путем сокращения free stone's mason и произошло английское слово free-mason.

В эпоху готики, данная категория мастеров признавалась как наиболее искусная и квалифицированная. Строительное искусство более всего процве-тало во Франции и в Северной Италии. Согласно документам средневековые ремесленники-масоны обладали привилегией свободно передвигаться по раз-ным землям Европы. Занимаясь постройкой соборов, замков и дворцов масон-ская ремесленно-строительная организация принесла неоценимый вклад ми-ровому искусству.

Первоначально оперативное (строительное) масонство не имело общей автономной организации. Постепенно с развитием гильдий в Англии, мастера-каменщики стали объединяться в корпорации, так называемые ложи. Впервые термин "ложа" появляется в 1278 году в бумагах, связанных со строительст-вом королевского аббатства.

В оперативном масонстве Англии существовала практика кандидатского стажа, т.е. периода первоначального обучения, по окончании которого канди-дат становился членом организации, полноправным участником корпорации (ложи). Степень мастера была доступной не для всех. Для ее получения нужно было иметь особую компетентность и квалификацию. Этот факт является су-щественным различием современного масонства, где на степень мастера мог претендовать каждый. Ритуальный компонент оперативного масонства появ-ляется к 1598 году. Он находился на примитивном уровне и выражался в зна-ках и паролях данной ложи. Масоны средневековья ввели в свое учение раз-личные аллегории, символы, связанные с культурой предшествующего языче-ского мира. Такое сочетание христианских и языческих символов переросло в понятийную структуру современного масонства. Строительные корпорации процветали в течение 2-х столетий.

Древнейшие из дошедших до наших дней документов, которые рисуют положение английских лож, относятся к середине XIV и началу XV века. Из уставов (законов) ложи показано, что работы подобных лож совершались в за-крытом помещении. За порядком работы и за поведением каменщиков следил старший мастер. Известная популярность оперативного масонства, его устой-чивость в обществе (т.к. члены лож всегда имели работу и получали достой-ный заработок), побуждало знатных представителей, а лице местных помещи-ков, баронов, богатого духовенства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»