Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

Крым. Россия или Украина

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Дело в том, что Лео-нид Грач, занимающий в рейтинге украинских политиков 34-е место из 50, расценивает свои шансы на перспективу довольно высоко. Однако эти шан-сы, традиционно базирующиеся на поддержке русского и русскоязычного на-селения Восточной Украины и Крыма, могут значительно снизиться. Электо-рат, шедший за коммунистами на выборах под лозунгами восстановления Союза и двуязычия, поставлен в тяжелое положение выбора между коммуни-стической идеей и патриотическими чувствами. Такая постановка вопроса создает определенные психологические проблемы для значительной части крымчан.

Новая Конституция Крыма, несмотря на заявление Л.Грача о том, что «многие российские политики еще не поняли уровня завоеваний крымчан в связи с ее принятием», фактически провозгласила в Крыму парламентскую автономию с максимальным расширением полномочий лично Л.Грача как Председателя Верховной Рады Крыма. Личные амбиции и декларируемые окружением Л.Грача успехи в развитии крымской автономии подталкивают его к позиции выразителя интересов Восточной Украины и Крыма, которые уже приводили к власти двух Президентов Украины.

Массовое возвращение татар в Крым из Средней Азии, начавшееся в кон-це 80-х годов и с различной степенью интенсивности продолжающееся до настоящего времени, положило начало процессам, нацеленным на создание на юге Украины мощного мусульманского анклава с реальной перспективой возникновения в будущем на территории Крымского полуострова крымско-татарского национального исламского государства. Как показал опыт по-следних лет, именно крымско-татарская проблема, весьма болезненная для Украины, в первую очередь чревата возникновением конфликтов в данном регионе

Возвращение депортированных крымских татар активизировалось в кон-це 80-х годов, что стало возможным благодаря "перестройке". Если по пере-писи 1989 года в Крыму проживало лишь 38,4 тыс. татар, то в 1992 году их было почти 200 тыс., а на 1 января 1995 года - около 250 тыс. человек, т.е. примерно 10% населения полуострова. За последние три года из-за высокой, по сравнению с другими проживающими в Крыму национальностями, рож-даемости среди крымских татар, соотношение их численности ко всему насе-лению автономии составило от 12 до 13% и существует определенная тен-денция ее роста. Ожидается также приезд в Крым в течение пяти будущих лет не менее 250 тыс. человек, т.е. практически всех крымских татар, прожи-вающих в настоящее время в странах СНГ.

Крымско-татарское национальное движение, учитывая всю его неодно-родность, можно рассматривать в рамках деятельности созданной летом 1988 года Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД) и образованного в 1991 году Меджлиса -представительного органа крымских татар. Неоднородность крымско-татарского движения объясняется наличием в его составе еще одной силы - Национального движения крымских татар (НДКТ), находящегося в жесткой оппозиции к СКНД и особенно к Меджли-су. НДКТ выработало свою идеологию, базирующуюся на взглядах крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского, учение которого развил и углубил в 1960-1990 гг. крупнейший теоретик НДКТ Юрий Османов, убитый осенью 1993 г. Стержнем этого учения является идея общности славян и тю-рок, составляющих основное население бывшего СССР. Несмотря на имею-щиеся разногласия, не следует исключать согласованного взаимодействия между Меджлисом и ОКНД, с одной стороны, и НДКТ - с другой. Но на се-годняшний день НДКТ малочисленно и политическое влияние Меджлиса и ОКНД на крымских татар является доминирующим.

2 марта 1996 г. в Симферополе состоялся 5-й съезд ОКНД. Среди пер-воначальных задач, поставленных на съезде перед движением, значатся сле-дующие:

- руководствуясь правом крымско-татарского народа на самоопределе-ние, в силу которого он может свободно определять свой политический ста-тус, ОКНД необходимо активизировать деятельность, направленную на при-знание Украиной и мировым сообществом статуса крымско-татарского наро-да как правосубъекта и правопреемника национальной государственности Крыма;

- руководствуясь международным правом нации на самоопределение, ОКНД необходимо добиваться преобразования искусственно созданной административно-территориальной автономии в национально-территориальную, т.к. крымско-татарский народ является правопреемни-ком национальной государственности в Крыму. Еще более четко эта задача сформулирована в уставе близкой по духу Меджлису и ОКНД крымско-татарской националистической партии "Адалет", конечная цель которой - "построение в Крыму национального государства, на основании реализации крымско-татарским народом его неотъемлемого права на самоопределение".

Когда Украина взяла курс на изоляцию от России и в Крыму, где свы-ше 80% населения считают себя русскими, зародилось пророссийское дви-жение, администрация Кравчука решила ускорить возвращение на полуост-ров крымских татар, начатое еще при Горбачеве. Татары были нужны Кие-ву как активный этнический союзник в борьбе с русским большинством населения автономии. И тактической цели киевские власти достигли - та-тарские лидеры, ненавидевшие Москву, оказались очень хорошими союзни-ками и эффективно противостояли в Крыму русским. Меджлис, правда, на-мекал время от времени на то, что в качестве ответной услуги рано или позд-но потребует для Крыма статуса татарской автономии, но Киев делал вид, что намеков не понимает. Пока в Крыму существовала угроза русского сепа-ратизма, которая и сейчас окончательно не снята, татарам прямо не отказы-вали.

Следует отметить, что, разыгрывая в Крыму крымско-татарскую карту, официальный Киев сделал много для того, чтобы привлечь на свою сторону симпатии коренного населения полуострова. С 1991 г. по май 1995 г. в Кры-му было обеспечено стационарным жильем 22 тысячи семей из числа пересе-ленцев, трудоустроено 75 тысяч человек или 63% трудоспособного крымско-татарского населения. Крымским татарам пенсионного возраста выплачива-ются надбавки к пенсиям. Много сделано для возрождения крымско-татарской культуры. В Симферопольском университете открыт факультет крымско-татарского языка и литературы. Создаются татарские школы и спе-циальные классы для учеников-татар в русских школах. На крымско-татарском языке издаются шесть газет и два журнала, учебная и художест-венная литература.

Украинское руководство не препятствовало созданию военизирован-ных формирований крымских татар под предлогом защиты от имевших ме-сто в 1992 г. погромов, не вмешивалось в деятельность Меджлиса, позволяя ему развивать международные связи.

Однако, несмотря на это, крымско-татарское население не удовле-творено своим положением на полуострове, что создает дополнительные предпосылки для требований по созданию собственной национальной авто-номии. В основе этого лежат как политические, так и экономические факто-ры.

По свидетельству украинского исследователя Е.Малиновской, процесс возвращения татар на полуостров резко ускорился в связи с нарастанием по-литической и межэтнической напряженности в ряде республик бывшего СССР, где проживали депортированные из Крыма, и возникновением там очагов войны. Это крайне осложнило задачу приема и обустройства репатри-антов. Для ее решения материальные возможности Украины недостаточны. Другие республики бывшего СССР после распада единого государства и прекращения финансирования из общесоюзного бюджета процесса возвра-щения депортированных народов, готовность оказывать помощь возвра-щающимся на родину крымским татарам не изъявили. Более того, подписан-ное по инициативе Украины 9 октября 1992 г. в Бишкеке главами государств СНГ "Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депорти-рованных лиц, национальных меньшинств и народов" было ратифицировано лишь Украиной.

Дополнительные осложнения, как отмечает Малиновская, возникали в связи с действиями крымских властей, которые продолжали попытки затор-мозить процесс репатриации, затягивали решение о предоставлении депорти-рованным земли под застройку, использовали на другие цели средства, по-ступавшие на обустройство крымских татар из республиканского бюджета. В ответ участились случаи самовольного захвата земли татарами и несанкцио-нированного строительства, на что крымские власти отвечали репрессивны-ми действиями. К участию в них, что особенно опасно, привлекались мест-ные жители. Семена недовольства и враждебности перенеслись на межлич-ностную, межнациональную почву. Как считает Малиновская, "к сожалению, учитывая состав населения Крыма, его привычку к связанным с положением "всесоюзной здравницы" привилегиям, страх нежелательной конкуренции со стороны репатриантов, эти семена могут дать бурные всходы".

По словам председателя Меджлиса Мустафы Джемилева, за период с 1992 г. Украина выделила татарам около 430 млн. долларов США, и, если хо-тя бы половина из них дошла по назначению, многие проблемы возвращаю-щихся из депортации жителей были бы уже решены.

Куда же девалась такая колоссальная сумма? В августе 1996 г. выясни-лось, что 450 тысяч долларов, выделенных депортированным из бюджета, крутятся в Имдат-банке, а до рядовых татар не доходят. Далее, как пишет "Независимая газета", стало известно, что треть имущества банка принадле-жит фонду "Крым", президентом которого является сам Мустафа Джемилев. Попытки некоторых членов Меджлиса установить контроль над движением выделенных из бюджета средств натолкнулись на противодействия со сторо-ны Джамилева.

Неоднозначно оцениваются крымско-татарскими лидерами их отноше-ния с Киевом. Одни считают, что Украина не в состоянии в одиночку испра-вить ошибки советского руководства, не имея достаточных средств на обуст-ройство крымских татар. Другие уверены в том, что татары серьезно ошиб-лись, понадеявшись на Киев, который не только не дает денег на нужды ре-патриантов, но и оставляет у себя часть средств, выделяемых на эти цели ме-ждународными

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»