Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

Крым. Россия или Украина

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


ме-ждународными фондами.

Тем не менее за последнее время отношения между крымско-татарскими лидерами и украинским руководством не только охладели, но и подошли к грани конфронтации. Особенно они обострились в марте 1998 г., накануне выборов в Верховную раду Украины. Незадолго до этого, в конце декабря 1997 г., в Симферополе прошел внеочередной курултай (съезд) крымско-татарского народа. На курултае выступил специально приглашен-ный крымско-татарским руководством председатель Народного Руха Украи-ны Вячеслав Чорновил, который заявил, что, в случае прихода его партии к власти, будут урезаны полномочия Республики Крым, которые представля-ются ему чрезмерными. Он также пообещал бороться против создания на по-луострове русской национальной автономии и всячески способствовать вос-становлению прав крымско-татарского народа, однако по вопросу нацио-нальной автономии татар в Крыму, как отметил Чорновил, Рух еще не опре-делился. Было принято решение о совместном участии Руха и Меджлиса в парламентских выборах на Украине. В партийный список Руха в Верховную Раду было внесено два крымских татарина: Джемилев и депутат ВС Крыма Надир Бекиров. Первому это давало практически стопроцентный шанс стать депутатом Верховной Рады, что и случилось в дальнейшем.

Этим самым Меджлис продемонстрировал, что находится в оппозиции правительству Украины, поскольку начал блокироваться с одной из ведущих оппозиционных партий, и стало очевидно, что его союз с Рухом основан не только на общих с ним антироссийских настроениях, но и на противоречиях с официальным Киевом. Однако некоторые компетентные источники рас-сматривают сближение Меджлиса с Рухом как временное. Руху сейчас нуж-ны голоса избирателей из числа крымских татар, а Меджлису его поддержка в Верховной Раде. Их отношения будут охлаждаться по мере дальнейшего выдвижения Меджлисом сепаратистских требований: Рух, партия украин-ских националистов, не захочет терять поддержку своих сторонников из-за союза с выступающими за раскол Украины силами.

Следующим шагом на пути к конфронтации с правительством были массовые выступления крымско-татарского населения в Симферополе. По официальным данным, в Крым из мест спецпоселения вернулось 248.784 та-тарина, среди них от 18 лет и старше - 155.764 человека. Почти 147.000 крымских татар переехали в Крым до 13 ноября 1991 г., то есть по закону яв-ляются гражданами Украины. Остальные 101.800 человек должны пройти процесс натурализации. Поэтому более ста тысяч проживающих в Крыму та-тар не имеют украинского гражданства, из них более 60 тысяч человек явля-ются гражданами Узбекистана, остальные России и других стран СНГ. Имея статус иностранцев, они не могут принимать участие в выборах. Двойное гражданство на Украине не признается, а процедура отказа от прежнего гра-жданства крайне усложнена. Узбекистан, в частности, требует сто долларов США с человека за оформление документов по лишению гражданства и воз-можностью заплатить такую сумму располагают далеко не все крымские та-тары. Кроме того, многие татары, у которых в странах СНГ осталась собст-венность, не спешат расстаться с прежним гражданством, так как с его поте-рей они лишатся всех имущественных прав.

Меджлис не намерен мириться с положением, при котором 45% про-живающих в Крыму татар, не имея украинского гражданства, не могут участ-вовать в выборах. К тому же татары в Крыму расселены дисперсно и ни в од-ном округе не составляют того процента, который бы гарантировал победу их кандидата на выборах. Поэтому в двадцатых числах марта 1998 г. Медж-лис организовал в Симферополе акции массового неповиновения татар в преддверии выборов в Верховную Раду Украины. Улицы города заполнили тысячи демонстрантов. Лидеры Меджлиса требовали от украинских властей внести изменения в закон о выборах и разрешить 50 тысячам достигших со-вершеннолетия репатриантам - негражданам Украины принять в них участие.

Беспорядки в Симферополе усилились после того как рассмотрение этого вопроса в Верховной Раде было заблокировано коммунистами. Демон-странты перекрыли движение транспорта на многих улицах города, соверши-ли нападение на республиканский комитет компартии Украины. Лидеры Меджлиса стали угрожать пикетированием избирательных участков и сры-вом голосования во многих районах Крыма. Власти ввели в Симферополь дополнительные подразделения милиции и сил безопасности и прекратили беспорядки. Руководство Меджлиса было вынуждено на данный момент от-казаться от своих требований.

По оценке ряда аналитиков, мартовские события в Симферополе мож-но рассматривать лишь как прелюдию к серьезной конфронтации Меджлиса с украинским руководством. Лидеры Меджлиса не отказались от своих тре-бований по созданию национальной автономии в Крыму. Крымские татары представляют собой хорошо организованную силу, способную противостоять местным и центральным властям. Они сплочены и имеют многолетний опыт борьбы за свои права. На территории Крыма Меджлисом создана жесткая вертикаль власти: Меджлис - районные меджлисы - поселковые меджлисы. Такая организация позволяет ему беспрепятственно проводить свою полити-ческую линию и максимально четко осуществлять руководство на местах. Фактически на сегодняшний день Меджлис - параллельное правительст-во в Крыму, правительство для крымских татар со всеми необходимыми под-разделениями. Обособлению крымско-татарского социума способствует и создание многочисленных собственных ассоциаций по профессиональному и иному признаку: работников народного образования, врачей, офицеров, вете-ранов, женщин и прочие.

Серьезную силу представляют созданные при попустительстве ук-раинских властей так называемые отряды самообороны. Боевики прохо-дят подготовку под руководством турецких, иорданских и чеченских ин-структоров, военизированные формирования располагают складами с оружием и боеприпасами. По некоторым оценкам, в случае необходимости Меджлис в кратчайшие сроки может поставить под ружье около 15 тысяч хорошо оснащенных и обученных боевиков.

Правительство Украины не только не препятствовало, но и в какой-то степени поощряло связи крымских татар с чеченскими сепаратистами. Это способствовало усилению антироссийских настроений среди татарского на-селения в Крыму, необходимых для сдерживания с его помощью русского сепаратизма на полуострове. Но официальный Киев не мог предположить, что эти отношения зайдут слишком далеко и чеченский фактор станет угро-зой территориальной целостности Украины.

Мустафа Джемилев не скрывает своих дружеских отношений с Чечней. Члены ОКНД воевали добровольцами в Чечне, раненые чеченские боевики восстанавливали здоровье в Крыму, а сейчас чеченцы способствуют органи-зации военизированных подразделений крымских татар. В дальнейшем нель-зя исключать, что чеченский прецедент может стать стимулятором активных действий крымских татар по созданию собственной автономии в Крыму под эгидой ислама. Чеченское руководство заинтересовано в том, чтобы мусуль-манские анклавы создавались не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, поскольку вынашивает планы возглавить процесс мусульман-ского сепаратизма как на Северном Кавказе, так и в регионах европейской части бывшего СССР, где компактно проживает исповедующее ислам насе-ление.

2.2 Направление политической деятельности

Свидетельством непреходящего интереса к Крыму может служить про-должающееся наращивание усилий украинского руководства по ослаблению российского влияния в Крыму и системная работа по созданию условий ас-симиляции русского и русскоязычного населения полуострова в украинское культурное и правовое поле.

Однако объективные данные свидетельствуют: ожидаемых результатов по ослаблению интереса крымчан к России официальным Киевом не достиг-нуто. По данным крымского независимого центра социологических исследо-ваний «Союз», полученным в ходе социологических опросов крымчан в ян-варе — апреле 1999 года, можно констатировать, что не более 10,9% крым-чан считают себя гражданами Украины (в основном северных районов полу-острова). В то же время более 60,6% опрошенных относят себя к гражданам России или Советского Союза, а 28,5% из них — к гражданам Крыма. При этом отмечается тенденция неуклонного роста числа жителей, считающих себя гражданами России (в 1997 году — 35,5%, а в 1999 году — 38,5%).

Полученные результаты позволяют сделать вывод: Украина не смогла превратить в сторонников «незалежности» абсолютное большинство крым-чан. Сохраняется российская ориентация основной части населения, которая обусловлена историческими и этнокультурными факторами. Ратификация Парламентами России и Украины договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве» продолжает восприниматься в Крыму негативно. В этих усло-виях стремление крымчан противопоставить себя «незалежности» Украины находит отражение в определении гражданства. Растет число тех, кто считает себя гражданами Крыма. Если эта тенденция будет сохранена, то лет через 10 подавляющее большинство крымчан будут считать себя гражданами Крыма, ассоциируя его с независимым государством . В будущем это может стать основой для далеко идущих политических последствий и заслуживает особо-го внимания.

Данной тенденции способствует насильственный курс на внедрение украинского языка и культуры со стороны киевских политиков, а также «экономический аргумент». Находясь в состоянии жесточайшего экономиче-ского кризиса и упадка всего народного хозяйства, Украина не в состоянии предложить Крыму привлекательную экономическую политику, а некоторы-ми непродуманными решениями наносит непоправимый ущерб экономике полуострова, традиционно имеющей сельскохозяйственную, оборонную и курортно-оздоровительную направленность.

Языковая и культурная украинизация, информационное давление на русскоязычное население Крыма проявляются в настоящее время в качестве основных факторов политики киевского руководства в Крыму.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»