Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

Расширение ЕС и взаимоотношение с Россией

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


партнерстве и сотрудничестве.

_________

1См: Бирюков М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для России в связи с расширением ЕС Государство и право. - № 7. – 2004. – С.27.

2См: Там же.

Вначале несколько слов об истории создания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Вопреки тому, что пишут в отдельных отечественных научных изданиях, инициатива подписания СПС родилась не в руководстве ЕС, а в МИД России в начале 1992 г. Толчком к этому послужило то, что 16 декабря 1991 г. в Брюсселе были подписаны так называемые европейские соглашения Венгрии, Польши и Чехословакии с Европейскими сообществами. Эти соглашения называют еще соглашениями об ассоциации, поскольку в них говорилось об ассоциированном членстве вышеуказанных государств в Европейских сообществах. Целью ассоциирования была подготовка к присоединению к ЕС в качестве полноправных членов. Для этого в соглашениях устанавливался переходный период (10 лет), необходимый странам-кандидатам для проведения реформ и приспособления национальных экономик к требованиям, нормам и стандартам "Общего рынка".

Следует вспомнить то время - конец 1991 - начало 1992 г. В МИД РФ разрабатываются стратегические направления, в которых следует развиваться сотрудничеству России со всем миром, в том числе с Западной Европой. Готовится заявка о вступлении РФ в Совет Европы. Обсуждается подобная возможность в отношении Европейских сообществ и НАТО.

С заявлениями о намерении присоединиться к ЕС в тот период выступили ряд других государств Центральной и Восточной Европы, а также Латвия, Литва, Эстония, Украина. Позднее почти все эти страны (более 10) подписали с ЕС соглашения об ассоциации, а Украина, Молдавия, Белоруссия и Туркмения заключили по примеру России Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Российская Федерация в параметрах заявленной приверженности верховенству права показала свою готовность принять участие в процессах западноевропейской интеграции. Действовавшие в 1992 г. Соглашение РФ с ЕЭС и Евратомом о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве 1989 г. и Протокол от 2 августа 1991 г. по сравнению с соглашениями об ассоциации были несравнимо уже по предмету регулирования и рамкам сотрудничества.

В России началась работа над проектом нового Соглашения, в подготовке которого помимо экспертов МИД РФ приняли участие представители аппарата Правительства, МВЭС РФ и постоянного представительства РФ при ЕС в Брюсселе.

В ходе активной работы российских и западноевропейских экспертов в первой половине 1992 г. были сформулированы основные идеи и окончательное название нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС.

Разработка экспертами проекта Соглашения и соответствующие предварительные переговоры с представителями Комиссии ЕС длились в течение почти всего 1992 г. Осенью того же года переговоры перешли на более высокий и официальный уровень и после ряда раундов завершились подписанием Соглашения на острове Корфу 24 июня 1994 г1.

С российской стороны Соглашение подписал президент РФ Б.Н. Ельцин.

В связи с тем, что российские эксперты взяли за основу вышеупоминавшиеся европейские соглашения об ассоциации, СПС

___________

1См: Право Европейского Союза: Учебник для вузов/ Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристь, 2003. – С.888.

во многом носит их отпечаток. Тем самым российская сторона стремилась, насколько это возможно, идти в ногу с процессами, происходившими в Сообществах и странах - кандидатах на вступление в ЕС.

Соглашение явилось наиболее широким, содержательным и далеко идущим экономическим соглашением из всех, которые когда-либо подписывались Советским Союзом или Россией с западноевропейскими государствами или международными организациями. Поэтому многие отечественные исследователи относят его к уникальным соглашениям, договорам нового поколения1.

Среди прочего от европейских соглашений СПС принципиально отличалось тем, что в нем не говорилось об ассоциированном членстве России в ЕС, и оно прямо не предусматривало последующего вступления РФ в ЕС.

В то же время в Соглашение удалось включить положение о создании в будущем между Россией и ЕС зоны свободной торговли, а впоследствии стороны договорились также об участии РФ в едином европейском пространстве.

Во всяком случае с российской стороны делалось все возможное, чтобы развивать с ЕС эффективное сотрудничество и отслеживать процессы приготовления восточноевропейских государств к полноправному вступлению в это интеграционное объединение.

Десятилетний период миновал, и в настоящее

время мы наблюдаем заранее предсказуемую ситуацию, когда сроки европейских соглашений об ассоциации истекли, и институты ЕС, равно

________

' См.: Клемин А.В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал международного права. 2002. - № 2. - С. 57.

как и государства-кандидаты, делают все необходимое, чтобы

страны-соискатели стали полноправными членами Сообществ и Союза.

Главное из всего вышесказанного - это то, что российская сторона положительно отнеслась к интеграционным процессам в Европе, стремилась принять в них участие и получить от них для себя максимальную выгоду.

Однако вернемся в наше время, к нашей теме и нашим проблемам.

В настоящий момент в связи со вступлением в Европейский союз 10 новых членов Европейской комиссией (ЕК) поставлен вопрос об автоматическом распространении положений СПС на новых членов Союза .

Проанализируем, хотя бы вкратце, правомерна ли такая постановка вопроса Комиссией и как это может отразиться на России.

Европейская комиссия для обоснования своей позиции выдвигает ряд юридических аргументов. Приведем некоторые из них.

Согласно ст. 110 СПС понятие территории Сообщества определяется правом Сообщества. В соответствии со ст. 19 Акта о присоединении, подписанного в апреле 2003 г. Европейским сообществом, его государствами-членами и вновь вступающими государствами, территории новых членов включаются в территорию Сообщества. Отсюда следует вывод об автоматическом распространении СПС на новых членов с момента их вступления в ЕС, т.е. с 1 мая 2004 г., поскольку вышеупомянутый Акт о присоединении обязывает новые государства-члены взять на себя все обязательства по СПС по отношению к России с даты их вступления в ЕС.

Российская позиция состоит в том, что СПС является международным договором, который должен регулироваться нормами международного публичного права, в особенности теми из них, которые регламентируют вопросы международных договоров. Основополагающий принцип в этой связи - присоединение к действующему международному договору с участием третьего государства (в нашем случае - России) должно происходить по взаимному согласию такого третьего государства и сторон соответствующего международного договора, если они не договорились об ином. Главное в российской позиции - это то, что распространение СПС должно стать предметом переговоров ЕС, России и новых членов. Повторимся и уточним: представители Европейской комиссии выступают против участия в переговорах новых членов. Кто же прав?

Выяснить это не так просто.

ЕК исходит из права Европейского союза (европейского права). Российская сторона опирается на нормы международного публичного права, и на первый взгляд кажется, что она делает это совершенно правомерно. Однако проблема осложняется тем, что даже некоторые авторитетные российские юристы (не говоря о большинстве европейских правоведов), признавая, что международные договоры Сообществ с третьими государствами полностью подпадают под действие норм международного публичного права, утверждают в то же время, что статус таких договоров "зависит одновременно от нормативных предписаний европейского права"1. СПС даже характеризуется как неотъемлемая составная часть и источник права Сообществ.

_________

1См.: Европейское право. Учебник для вузов / Отв. ред. Л. М. Энтин. М., 2001. - С. 76-77.

Считается также (и пока это никем окончательно не опровергнуто), что европейское право - это особая самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными системами права и международным правом. По крайней мере в западных университетах на юридических факультетах европейское право изучается как отдельная дисциплина наряду с международным публичным правом все при том же понимании, что европейское право есть самостоятельная правовая система. В книжных магазинах и библиотеках западных стран по личному наблюдению автора рубрикаторы и классификаторы четко подразделяют разделы и полки с книгами по европейскому праву, отдельно по международному публичному праву и далее по различным отраслям национального права.

Здесь, как представляется, уместно высказать некоторые соображения о понятии, сущности и особенностях европейского права.

Европейское право возникло одновременно с началом западноевропейской интеграции, т.е. с заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. и Римских договоров 1957 г. о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом).

С начала 60-х годов программы обучения на юридических факультетах университетов западных стран стали включать курс "Европейские организации", преподававшийся в рамках международного публичного права. Основной упор в этой дисциплине делался на изучение институциональной структуры и полномочий Сообществ.

С конца 60-х годов во многих западных университетах начали изучать самостоятельные курсы - "коммунитарное право" или "право Сообществ". С 1977 г., т.е. 20 лет спустя

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»