Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


явлений.

.К числу наиболее важных производственных традиций коренного на-селения северо-востока Сибири, которые ярко характеризуют основу оле-неводческого хозяйства, прежде всего относятся традиции использования определенных территорий, выбора в соответствии с народным опытом и местными условиями маршрутов перекочевок, оленьих стад в пределах прежних районов, учтенных и закрепленных за хозяйствами землеустрой-ством; выпаса оленей и ухода за животными. Традиционное воспитание молодого поколения в духе уважения к исконным видам занятий также имеет прямое отношение к хозяйственной деятельности.

Традиция ведения хозяйственной деятельности в течение длительного времени в пределах одной территории и соответственно хорошего ее зна-ния зависит в основном от расселения отдельных этнических групп. Так. потомки представителей ряда эвенкийского и эвенских родов. Охотского побережья, отмеченные еще в исторических документах XVTI в. до сих пор живут и выпасают оленей в тех же районах горной тайги, что и их предки. Это относится, например, к эвенам бассейнов рек Охоты, Кухтуя, Инн и Ульи, причислявшим себя ранее к родам Горбикаы, Годникан, Уя-ганкан, Кила (Килар) н др.

То же можно сказать и об эвенах Камчатки, переселившихся туда с материка более 150 лет назад (прежние роды Долган, Уяганкан, Деллян-кан) и занимающихся в настоящее время оленеводством на западных от-рогах Срединного хребта и частично на севере полуострова. Аналогичная ситуация характерна для занимающихся оленеводством коряков нынешних Пенжинского, Олюторского и других районов Корякского автономного округа, а также для расселяющихся севернее чукчей. При этом оленеводы разных этносов имели раньше и имеют теперь довольно четкое представ-ление о кочевых территориях соседних родственных и иноэтнических групп, расселявшихся в смежных районах. Нарушение хозяйственных тер-риторий в прошлом нередко приводило к межэтническим столкновениям. Особенно частыми они были между коряками и эвенами, когда последние в поисках объекта охоты и новых пастбищ для оленей вторгались в места, издавна принадлежавшие представителям корякского этноса.

В послереволюционный период традиции расселения и ведения хо-зяйства на соответствующих каждой локальной группе территориях были соблюдены при землеустройстве, проводившемся с начала 30-х гг. в районах Севера. В результате современные угодья совхозов и колхо-зов во многих случаях совпадают с прежними территориями, на которых сейчас работают потомки кочевавших здесь ранее оленеводов. Оленеводы 2-го участка совхоза «Пенжинский» (Пенжинский район Корякского авто-номного округа, пос. Слаутное), например, многие десятилетия кочуют по р. Импенвеем по одному маршруту. На пути их следования, в частности на р. Мухоморной, впадающей в Импенвеем, до сих пор можно видеть остат-ки старинных и более поздних стойбищ, где размещались яранги коряков. По традиции стада этих же оленеводов выпасаются не только в пределах Пенжинского района, но и переходят на другие административные терри-тории — в Олюторский район, пересекая, его до побережья Тихого океа-на. Знание исконных участков отражено также в топонимике обширных районов, передаваемой коренным оленеводческим населением из поколе-ния в поколение. Почти каждый оленевод может изобразить на бумаге кар-ту того или иного района во всех его подробностях, включая особенности рельефа, с названиями сопок, озер, рек и ручьев.

Районы кочевок и маршруты, выбираемые оленеводами для выпаса стад, свидетельствуют о прекрасном знании аборигенами природных ус-ловий и местности. Выбор маршрутов на выделенных для каждого хозяй-ства при землеустройстве территориях производится правлениями совхо-зов и колхозов совместно с бригадирами оленеводческих звеньев, на должность которых назначаются, как правило, опытные и уважаемые лю-ди. Следование по определенному маршруту обусловливается многими факторами. Основным здесь является наличие кормов для животных, в со-ответствии с чем для стад определяются пастбища четырех категорий: зимние с незначительным снежным покровом, скрывающим мох, весен-ние, летние и осенние, изобилующие травой, которой питаются олени. У эвенков и эвенов побережья Охотского моря и Камчатки, а также у ко-ряков Пенжннского и Олюторского районов Корякского автономного ок-руга, как и прежде, практикуются перекочевки по большому замкнуто-му кругу протяженностью в один конец до 200 км и более. Весной стада перегоняются вверх по течению реки в горные районы пли в тундру, где достаточно кормов и меньше кровососущих насекомых, изнуряющих оле-ней и препятствующих повышению их живого веса. Здесь стада выпасают-ся в течение всего лета. В начале осени начинается движение в обратном направлении — к побережью моря, па зимние пастбища. На этом отрезке пути определяются как место для разделения на маточное стадо и стадо самцов-производителей, так и отдельные маршруты для двух стад, выби-рается хорошо защищенное от ветров место для отела важенок, происходящего в апреле. Прежде разделение на стадо самцов и маточное происхо-дило весной в специально устроенных загонах из нарт. В настоящее время для отбивки используются корали из брезента, огораживающие отдель-ные участки местности. Раньше у коряков исчисление года начиналось по-сле отела, что и сейчас еще сохраняется в традициях старшего поколения.

В низовьях рек невдалеке от побережья осенью иногда ловят лососе-вых, что служит для оленеводов подсобным занятием.

Эвены Быстринекого района Камчатской области за время пере-кочевок по круговому маршруту делают примерно 40 стоянок, срок пре-бывания на которых зависит от кормовой площадки пастбища и погод-ных условий. Во время сильного снегопада или метели перекочевки не проводятся. Как правило, оленеводы задерживаются на стоянках от 1—2 дней до недели, редко больше. В течение этого времени олени пасутся в районе стойбища. На пути продвижения по маршруту эвены и эвенки обычно устраивают систему традиционных подсобных сооружений. амба-ров, предназначенных для хранения зимних видов транспорта и некоторых продуктов питания. В этих амбарах хранятся нарты, лыжи, зимняя одежда и обувь, сушеное оленье мясо, мука, соль и т.п. Подсобные сооружения устанавливаются на пути следования оленьего стада с таким расчетом, чтобы во время прохождения маршрута именно к началу зимних холодов Оленеводы были обеспечены теплой одеждой и средствами передвижения. Обычно на пути следования стада ставятся четыре-пять таких амбаров. Аналогичная традиционная система хозяйственных построек сохраняется также у живущих на стыке севера Камчатки и Чукотки чересполостно с эвенами и коряками чукчей, что, очевидно, является результатом заимст-вования у гусоязычных обитателей региона.

В отличие от эвенов у оленеводов-коряков существуют и долговре-менные летние базовые стоянки, называемые летниками, на которых жи-вут старики, занимающиеся охотой, рыбной ловлей, ремонтом упряжи, нарт, и женщины. Основное занятие женщин — шитье одежды, спальных мешков, выделка шкур. На летниках сохраняются также запасы продуктов и транспортные средства, ненужные в летнее время. Как и раньше, обита-тели летников кочуют мало. В то время как женщины и старики остаются на летниках, оленеводы со стадами продвигаются по намеченным маршру-там. Такая разница между эвенами и коряками объясняется традициями крупностадного оленеводства коряков и чукчей, отличавшегося от олене-водства тунгусоязычных этносов, более мобильных в силу того, что до ре-волюции у них одним из главных занятий являлась охота на мясного и пушного зверя. Стада оленей эвенов и эвенков в основном были меньше, чем у чукчей и коряков, и почти все имущество перевозилось при переко-чевках с помощью вьючных животных.

Коряки периодически устраивают летники и зимники на одном и том же месте, что связано с прохождением оленьими стадами определенных маршрутов и наличием кормов на пастбищных участках.

У эвенов с прохождением из года в год но одному маршруту, кроме установки на пути следования стада амбаров связана также заготовка на местах стоянок топлива, обычно кедрового стланика. Стланик рубят осе-нью, с тем чтобы он высох и был пригоден для использования через год.

Однако движение по замкнутому кругу характерно не для всех олене-водческих бригад, работающих в определенных для них районах. Многие, если позволяет наличие кормов для оленей, передвигаются со стадами только в сопках и долинах горных рек, вне четкой системы пе-редвижения к побережью и обратно, и не спускаются в низовья рек. Отсут-ствие кровососущих насекомых в удаленных от низменностей местах обеспечивает прибавку у животных в весе.

У охотских эвенков и эвенов, в частности аркинских, практикуется другая форма выпаса оленей, которая сохранилась и получила развитие в советское время, — выпас животных на огороженных, изгородями (дарпйрами) участках. В дореволюционное время тунгусоязычные этносы Охотского побережья часто использовали рельеф для устройства огоро-женных "пастбищ, с тем чтобы сохранить стадо от потерь. Согласно С. К. Патканову, эвенки, кочующие вдоль Оймяконского тракта, делали в ущельях завалы, которые препятствовали уходу животных за пределы от-веденного им участка. В настоящее время применение эвенами и осо-бенно эвенками изгородей, отгораживающих пастбищные участки, на Востоке Сибири широко практикуется в Охотском. Тугуро-Чумикапском и других районах Хабаровского края. Огороженные участки для выпаса по-зволяют даже при небольшом числе пастухов наблюдать за большим ста-дом, дают животным возможность относительно свободного передвижения и предохраняют их от нападения хищников, особенно волков, которых от-пугивает запах человека, медикаментов, сохраняющийся на древесине изгороди.

Как правило,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»