Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

Традиционное в современной хозяйственной деятельнсти коренного оленеводческого населения

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Скачать реферат


этноса, что объясняется, в частности, же-ланием говорить на родном языке. Характерно, что эвены, работающие в одних бригадах с коряками и чукчами и живущие в административных районах и округах с подавляющим преобладанием последних (например, в Анадырском районе), не утратили элементов своей национальной культу-ры. На стоянках они ставят традиционные эвенские жилища, используют верховой оленный транспорт, пользуются наряду с заимствованными от палеоазиатов предметами материальной культуры эвенов и т. д.

До сих пор у коряков и чукчей сохранились традиционные оленевод-ческие праздники, отражающие основные этапы годового цикла производ-ственной деятельности. К их числу относятся весенний «праздник рогов» (килвэй), который отмечается после отела важенок и сброса ими рогов, и осенний праздник «перегон оленей» (коянайтатгыйнын). проводимый по-сле выбраковки и забоя слабых животных перед перекочевками на зимние пастбища.

К числу наиболее важных, связанных с хозяйственной деятельностью оленеводов относятся традиции воспитания молодого поколения, имею-щие большое значение в деле поддержания оленеводческого хозяйства на должном уровне, для обеспечения преемственности и передачи навыков его ведения. В то время как пожилые люди предпочитают жить в соответ-ствии с традициями, касается это трудовой деятельности или быта, моло-дые эвены, коряки и чукчи все больше отступают от традиционных норм и часто стремятся работать не в стадах, а в поселках. Эта тенденция наблю-дается у молодых людей 18—20 лет и особенно у девушек и молодых женщин чумработниц оленеводческих бригад. Занятость в оленеводстве мужчин и женщин разных возрастов из коренного населения в некоторых взятых выборочно хозяйствах Камчатской области отражена в табл. 2. От-ток молодежи из традиционного хозяйства в ряде районов Севера, в том числе исследуемых, создает проблему кадров.

Таблица 2

Поселки Возраст, лет

До 20 20-30 30-40 40-50 свыше 50

м ж м ж м ж м ж м Ж

Пенжинский район

Аянка - 1 17 5 13 4 9 6 12 9

Слаутное 3 1 28 7 6 4 11 5 14 9

Манилы 4 - 25 4 17 6 17 9 15 4

Быстринский район

Эссо 3 - 20 1 2 3 5 5 13 7

Несмотря на то что во многих поселках при наличии в интернатах ка-бинетов профориентации приобщение к оленеводческим профессиям осу-ществляется в соответствии с комплексным планом трудового обучения и воспитания, большую роль в подготовке молодежи к работе в оленеводче-ском хозяйстве играет в лице старшего поколения.

Обучение навыкам производственной деятельности является посте-пенно и начинается обычно уже в раннем детстве. Как правило, оленеводы рассматриваемого региона летом забирают своих детей из детских садов и интернатов, где они живут на государственном обеспечении, в бригады. Все лето дети вместе с родителями проводят в оленьих стадах, участвуют в перекочевках и наблюдают за работой.

Самые первые сведения о профессии оленевода и специфике олене-водческого хозяйства дети получают и из рассказов представителей стар-шего поколения, а также пользуясь игрушками, которые делают для них родители или родственники. У эвенов и эвенков игрушки, цель которых приобщить ребенка к традиционному хозяйству, — это фигурки оленей, лошадей, собак, изготовленные из рога горного барана или из дерева, иг-рушечные арканы и т. п. Игрушки в данном случае становятся как бы символами, говорящими о будущей хозяйственной деятельности. Обычай да-рения таких игрушек известен у подавляющего большинства народов ми-ра.

Большое значение в деле пробуждения у детей школьного и дошколь-ного возраста интереса к профессии оленевода имеют традиционные игры, во многом копирующие хозяйственную деятельность взрослых и формирующие производственные навыки у детей. В играх находит от-ражение и быт коренного населения, они воспитывают любовь к природе, укрепляют здоровье, способствуют выработке ловкости, выносливости, твердости и настойчивости как качеств, особенно необходимых при заня-тиях оленеводством.

В большинстве игр дети оленеводов используют аркан — необходи-мый предмет в снаряжении каждого пастуха, которым он обычно очень дорожит. Аркан, уже побывавший в употреблении или новый, вручается мальчику отцом или старшим братом. Смысл большинства игр с употреблением аркана — овладение техникой его набрасывания на рога оленя с целью отлова животного, выработка реакции я координации движений. Для тренировок, используются ветки лиственницы или на-стоящие рога оленя, которые дети держат над головой, изображая живот-ных. Один или два «пастуха» ловят их арканами, с тем чтобы потом за-прячь в нарты. У эвенов такая игра называется оропэвидакун иди .мавутлактак, у коряков — коячетык. В другой эвенской игре с оленьими рогами (гаун'акачак) аркан набрасывают на рога, которые един из играющих тащит за собой на ремне. К числу упражнений с арканом от-носятся такие игры, как монэкан или муколовын у эвенов и вопханеьоченам у коряков. В эвенской игре к длинному шесту прикрепляется ремень с не-большим бруском дерева на конце. Затем шест начинают вращать. Задача играющих, стоящих вокруг, — набросить аркан на вращающийся кусок дерева. Победителем считается тот, кто сделает это первым. Корякский вариант игры заключается в том, что вместо куска дерева к верев-ке прикрепляются оленьи рога. Нередко в подобных играх детьми создает-ся ситуация, типичная для оленеводческой практики, — уход части оленей из стада. В этом случае «оленеводы» ищут потерявшихся «животных», т. е. спрятавшихся детей.

Кроме упражнений с арканом большое внимание в воспитании маль-чиков уделяется бегу наперегонки, езде на оленях, прыжкам в длину и в высоту, борьбе, игре в кожаный мяч, набитый оленьим волосом, ко-торая распространена у коряков, и т. п. Девочки играют в такие игры, как постановка чума, раскладывание разноцветных камушков в опреде-ленной последовательности, что означает подготовку караванов оленей к перекочевке, и т. д.

Постепенно от игр с рогами и другими предметами мальчики перехо-дят к тренировкам по набрасыванию арканов на живые объекты — телят оленя — около базовых стоянок, куда пригоняют стадо для отдыха в сере-дине дня. Одновременно с играми и различными упражнениями происхо-дит и посильное приобщение Ь труду детей оленеводов. Мальчики 8—10 лет, например, участвуют на временных стоянках в сборе топлива для оча-гов, девочки учатся шить промысловую одежду и разделывать туши заби-тых Тюленей. Приблизительно с 9—10 лет мальчики во время летних ка-никул начинают ходить со взрослыми на выпас оленьих стад, где моло-дежь ближе узнает повадки животных и учится искусству оленевода.

В итоге можно отметить, что многие традиции в области хозяйствен-ной деятельности коренного населения северо-восточных ионов Сибири продолжают существовать в наши дни. В совокупности с новым хозяйст-венные традиции образуют органическое единство — основу жизнедея-тельности аборигенов Сибири.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»