Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геополитика /

ООН и деколонизация

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


1.3. Работы II Комиссии по вопросу об опеке и несамоуправляющихся территориях.

При обсуждении во II Комиссии Конференции доклада Комитета II—4 о несамоуправляющихся территориях и опеке развернулись обширные прения: выступили делегаты Голландии, Великобритании, Франции, Ирака, Австралии, Филиппин, Бельгии, Египта, США и Новой Зеландии.

Доклад был принят в целом единогласно. В прениях была дана критика положении Устава. Так делегат Ирака указал, что Устав: 1) не гарантирует бывшим мандатным территориям того, что их права не будут уменьшены; 2) не предоставляет территориям под опекой права указать на желательного опекуна; 3) не указывает порядка окончания опеки.

Остальные ораторы защищали принятые Комитетом II—4 постановления. Делегат Австралии подчеркнул значение австралийской инициативы в деле выработки Декларации о несамоуправляющихся территориях и указал на некоторые ее проблемы, в частности на отсутствие постановления об обязанности государств, властвующих в несамоуправляющихся территориях, представлять о них Организации ежегодные доклады (однако в Уставе, указывал он, есть обязательство представлять статистическую и другую информацию). Представитель Филиппин указал, что Декларация о несамоуправляющихся территориях есть применение Атлантической Хартии к тихоокеанским народам.

Представитель Великобритании заявил, что не все колониальные народы достаточно зрелы для независимости, что было бы неправильно разделять на отдельные колонии колониальные «империи» Великобритании, Франции и Бельгии, которые аккумулировали ресурсы, давшие возможность разгромить врага. Таким образом, прения во II Комиссии, как и в Комитете II—4, обнаружили нежелание крупнейших колониальных держав изменить сложившийся в XIX в. порядок порабощения колониальных народов и их стремление сохранить этот порядок в неприкосновенности, прикрывшись словесными декларациями.

2. Глава XI Устава.

2.1. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (глава XI Устава).

Устав Организации Объединенных Наций также распространяется на проблему несамоуправляющихся территорий, не входящих в Систему Опеки.

Глава XI Устава — Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий — говорит о том, что территории, которые не достигли самоуправления, должны признавать, «что интересы жителей этих территорий высшие».

В результате, применяя Власть в дополнение к обеспечению политического, экономического, социального и образовательного развития народов, страны-администраторы прилагают усилия для помощи им в развивающемся самоуправлении и демократических политических начинаниях. Применение Власти влечет за собой необходимость регулярно передавать Генеральному секретарю информацию относительно экономических, социальных и образовательных условий на территориях под их администрацией.

Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий, принятая Комитетом II—4, а затем Конференцией, придала постановлениям Устава Организации Объединенных Наций о колониальных народах мировой охват.

Как известно, мандатная система Лиги наций (см. ст. 22 Статута) имела в виду лишь территории, принадлежавшие до первой мировой войны Германии и Турции. Новая система опеки, принятая в Сан-Франциско, строится на более широких основах. Декларация «в отношении несамоуправляющихся территорий» имеет в виду все колониальные, зависимые народы. Как указал делегат Австралии, эта Декларация является «наиболее крупной по своему значению Декларацией по вопросам колониальной политики». Естественно, что она была принята как известный компромисс после больших споров между колониальными державами и их «друзьями», с одной стороны, и СССР и иными выступавшими против колонизаторов государствами — с другой 6.

Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий содержит всего две статьи (ст. ст. 73 и 74 Устава).

По ст. 73 «члены Организации Объединенных Наций, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы 7 которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом...». Необходимо в первую очередь заметить, что вопросы колониальной политики здесь тесно связываются с общей системой международного мира и безопасности, установленной в Сан-Франциско.

В дальнейшем изложении ст. 73 перечисляет те цели, которые ставят перед собой в данной области Объединенные Нации:

а) обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре народов, их политический, экономический и социальный прогресс, прогресс в области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений 8;

b) развивать самоуправление 9, учитывать должным образом политические стремления народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии со специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории и ее народам, и с их разными ступенями развития;

с) укреплять международный мир и безопасность;

d) способствовать развитию созидательных мероприятий, поощрять исследования и сотрудничать друг с другом и, где и когда это уместно, со специализированными международными организациями 10 ради практического достижения изложенных в настоящей статье социальных, экономических и научных целей...».

Последний п. «с» ст. 73 содержит обязательство членов Организации иного, чисто административного, но и, вместе с тем, конкретного, порядка, именно — «передавать регулярно Генеральному секретарю для информации и с таким ограничением, какое может потребоваться по соображениям безопасности и конституционного порядка, статистическую и другую информацию специального характера, относящуюся к экономическим и социальным условиям, а также условиям образования на территориях, за которые они соответственно несут ответственность» (кроме тех территорий, на которые распространяется международная система опеки) 11.

По ст. 74 Устава «члены Организации также соглашаются, что их политика в отношении территорий, на которые распространяется действие настоящей главы, должна быть основана не менее, чем в отношении их метрополий, на общем принципе добрососедства, с надлежащим учетом интересов и благополучия остального мира в делах социальных, экономических и торговле». Как видно, и эта статья увязывает вопросы колониальной политики членов Организации с вопросами общей мировой политики,

Положительной стороной Декларации является то, что она формулирует обязательства, принятые на себя членами Организации Объединенных Наций в отношении зависимых народов и колониальных владений. Но эти обязательства сформулированы в весьма общих выражениях и снабжены рядом оговорок.

В 1946 г. 8 Государств-членов — Австралия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания и Соединенные Штаты — перечислили Территории под их администрацией, которым они решили предоставить самоуправление. Всего было перечислено 72 территории, из которых 8 стали независимыми до 1959 г.

В предоставлении независимости было отказано другим 21 странам по различным причинам. В некоторых случаях, например Пуэрто-Рико, Штата Аляска и Гавайев, Генеральная Ассамблея замораживала график предоставления независимости; в других, решение было принято односторонне благодаря применению Власти.

В 1963 г. Собрание одобрило пересмотренный список 64 территорий, который изначально был предоставлен в 1960 г. по программе «Деколонизация». Список включил две остающиеся подопечные территории в то время (Науру и Подопечную территорию Тихоокеанских Островов).

Позже — Намибия (затем упомянутая как Юго-Западная Африка), и те несамоуправляющиеся Территории, относительно которых не было никакой информации, но которые Собрание считало возможным сделать самоуправляющимися — а именно территории под Португальской администрацией в Южной Родезией (теперь Зимбабве). Список был далее расширен в 1965 г., чтобы включить Французские земли в Сомали (теперь Джибоути) и Омен. Коморские острова были включены в 1972 г. и Новая Каледония в 1986 г.20

С 1960 по 1990 гг. 53 Территории стали самоуправляющими. На 1997 г. осталось 17 несамоуправляющихся Территорий (см. дополнение).

Глава III. Декларация 1960 г. и ее реализация.

1. Декларация о Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам.

Количество требований населения зависимых территорий получить независимость и признания их международным сообществом увеличивалось огромными темпами, но принципы Устава по проблеме деколонизации очень медленно применялись. Тогда была созвана Генеральная Ассамблея 14 декабря 1960 г. и была принята Декларация о Предоставлении Независимости Колониальным Странам и Народам (резолюция 1514 (XV)).

Декларация заявляет, что подчинение народов иностранному влиянию, доминированию и эксплуатации противоречит основным правам человека, противоречит Уставу, и как результат - препятствие к поддержанию мира во всем мире. А также, что декларация будет немедленно принята на Трастовых и несамоуправляющихся территориях или на всех других территориях, которые еще не достигли независимости. Цель - получение независимости всеми народами без каких-либо условий, или сохранения в соответствии с их свободным выражением желаний, дать возможность им пользоваться полной независимостью и свободой.

Также в 1960 г. Собрание одобрило текст резолюции 1541 (XV), создавая свободную ассоциацию с независимыми государствами, интеграция в независимое государство или независимость

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»