←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
РБ.
• Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.
• Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель
Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.
Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.
Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать рассмотренное выше право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. «Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществлении представительства в суде или ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т. д.
Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение — адвокатура.
Адвокатура дает консультации по юридическим вопросам по действующему законодательству; осуществляет представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам; составляет заявления, жалобы и другие документы правового характера.
Обязательно участие адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
Адвокатура оказывает правовую помощь трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями; участует в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.
Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.
Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого юриста.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
2. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // Российская газета N 39, 18.02.92, N 30, 17.02.99, N 233, 24.11.99, N 1-3, 05.01.2000.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации ”// Российская газета N 3, 06.01.97.
4. Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)”// Российская газета, N 206, 19.10.99; N 147, 01.08.2000.
Список литературы
1. Адвокат в уголовном процессе / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1997.
2. Арбитражный процесс / Под ред. М. Треушникова. – М., 1994.
3. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998.
4. Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Экспертное бюро-М, 1998.
5. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.
6. Вязов В. Адвокатура вчера и завтра. // "Юридический вестник", N 9, 1994.
7. Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакаряна. – М., 1996.
8. Гражданский процесс. / Под ред. Ю.К. Осипова, - М.: Издательство БЕК, 1996.
9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 1996.
10. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1995.
11. Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. – М., 1997.
12. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. – М., 1997.
13. Проблемвы российской адвокатуры: Сб. статей. – М., 1997.
14. Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. В. И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.
15. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: “Экзамен”, 2000.
16. Российский прокурорский надзор. / Под ред. А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2001.
17. Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. М, ЮЛ, 1990.
18. Стецовский Ю.И. Если человек обвинен в преступлении. - М., 1988
19. Теория государства и права. / Сост. М. М. Рассолов, А. Б. Венгеров, В. Е. Чиркин и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.
20. Теория государства и права: Учебник для вузов / Сост. С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. Н. Корельский и др. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА-Инфра - М, 2000.
21. Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1995.
22. Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993.
23. Чувилев А.А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. - М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура Генеральной прокуратуры РФ
Система органов прокуратуры РФ
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|