Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

анализ государства в России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


один немаловажный факт, Россия верит, что один человек всесилен. Существуют такие мнения, что у нас должность Президента носит явный оттенок императорства, что в стране установилась президентская монархия.

Приведу такое мнение:

«А не метит ли Путин в императоры? Что он, что его партия держат себя выше всех, ни с кем не хотят разговаривать, дебатировать, понимаешь. Он уже не просто говорит по ТВ, а вещает. Народ слушает со слезами и восторженными визгами. Ну чем не император? А недавно он сказал, что дело президента подготовить себе достойную замену. И если, понимаешь, народ одобрит… Прямо династия новых русских! Может поклониться всем батюшке демократическому, понимаешь? Все равно они там от народа никак не зависят!»

Конечно, до императорства тому же Путину далеко, но президент, как должностное лицо, сумел таки, наконец, сыскать признание. Хорошо к нему относятся или плохо – это одно, но то, что президент сейчас воспринимается именно как глава государства, при отсутствии диктатуры и сохранении демократии, это, на мой взгляд, является положительным фактом. Поэтому, даже при отсутствии доверия к правительству в целом, всенародно избранный президент, может являть собой сосредоточение общенациональных устремлений, выступать символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Может быть в сознании населения тем «барином», который приедет и всё рассудит.

А в случае, если что-то не заладится, всегда найдётся «виноватый», как у нас в России это, к сожалению, как правило, происходит.

Федеративное или унитарное государство.

Большое значение для понимания природы того или иного государства имеют и его территориально-политическая организация, политико- правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношения центральных, региональных и местных органов власти. Различают три основные формы территориально-государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей, преимущественно - внеше-политических целей (Евросоюз, СНГ…). Не исключено, что в будущем может произойти образование новых конфедераций или государственных образований, сочетающих черты федеративного и конфедеративного устройства, но пока это не является предметом нашего разговора.

Унитарное (единое, от лат. «унус» - один) государство отличается полным политическим единством и обладает следующими основными признаками: в нём действует единая конституция, существует единая система высших органов государственной власти, управления, права; единое гражданство; единая судебная система. Административно-территориальные единицы полностью лишены какой-либо политической самостоятельности и целиком подчинены центру.

Федерация – соединённое, союзное (от лат. «федус» - союз) государство. Федерация - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований юридически обладающих определённой политической самостоятельностью (кроме суверенитета), образуют одно союзное государство. При этом образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Итак, мы имеем с одной стороны – унитарное государство и с другой стороны – федеративное. Что же предпочтительнее?

Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти, и управлять таким государством, казалось бы, тоже должно быть проще, чем в сложносоставной федерацией.

В то же время федеральные структуры представляют больший, нежели в унитарном государстве простор для политического маневра, поиска способов преодоления возникающих противоречий и проблем. Однако, мирное решение внутренних конфликтов в федерации достижимо лишь тогда, когда отношения между его субъектами построены на действительно демократических основах и опираются на прочные традиции регионального и местного самоуправления.

Российская Федерация на данный момент не является ясной классической формой государственного устройства. Избрание руководства исполнительной власти в республиках сочетается с назначением глав администрации Президентом России. Порядок формирования полномочий, процедуры деятельности государственных органов на местах определяются не самими субъектами федерации, а актами Российской федерации. Назначение высших должностных лиц на места и определение их полномочий из столицы скорее есть признак унитарного, нежели федеративного государства.

В то же время следует заметить, что федерализм нельзя сводить к простому географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчинённостью и полной зависимости от политики центра. Экономика, являясь в наши дни (впрочем, как и всегда) не маловажным фактором в работе такого организма как государство, также определяет государственные формы лишь в самом конечном счёте.

Из этого можно предположить, что известная «многоэтажность» и неравноправие субъектов Российской федерации позволяют говорить скорее не о фактическом унитаризме, а об «асимметричной» федерации с сильным креном в сторону национальных, этнических, культурных и других особенностей.

Каков должен быть идеальный вариант? Во-первых, хочется отметить, что не нужно примерять на себя западные или какие-то другие образцы. Нас всегда хотели подогнать под чужие стандарты (Швецию, Германию, Францию, Америку), но нам, прежде всего, необходимо выбрать свой путь.

Россия – это государство, на территории которого находится несколько коренных (т. е. проживающих здесь длительное время) этносов, значительно отличающихся друг от друга в расовом и религиозном отношении.

Радикальные националисты любят козырять тем, что русские составляют 85% населения – дескать, по всем международным нормам мы есть мононациональное государство. Следовательно, подавай нам унитарное деление и никаких гвоздей! Чем лучше нас какая-нибудь Франция с её департаментами? Но здесь стоит учесть, что у неё на Сене нет миллиона другого тюрок-мусульман, живущих там много сотен лет. В Лангедоке не сосуществуют друг с другом десятки горских мусульманских этносов. А на Корсике не наблюдается степняков, исповедующих буддизм. Будь у французов нечто подобное, они не отделались бы одними департаментами - вопрос о суверенитете разных этносов стал бы ребром. Вот почему надо всегда иметь в виду не количественный, а качественный подход.

Унитаризм в нашей стране, где проживает множество "коренных" этносов полностью игнорирует естественные тенденции в развитии наций. Нация представляет собой группу, для которой стремление к обособлению присуще более, чем для какой-то другой общности.

История показывает, что рано или поздно любая нация обретает свою политическую субъектность, тем более, что этого требуют интересы государства, на территории которого она находится в бессубъектном, так сказать, состоянии. Не секрет, что современное общество - это сеть высокоэффективных и тончайших коммуникаций, и государству просто выгодно, чтобы бессубъектная нация эти коммуникации грамотно обслуживала.

«Максимальное единство при максимальном различии - вот то, что нам нужно. Россия должна быть не семьей народов, а политическим союзом этнических общин, руководимых самой многочисленной и самой опытной в деле государственного строительства русской общиной. Такое государство держится на руководящей и организующей силе одного этноса, "этноса-ядра".

Нациям "неосновным", "присоединённым" (в случае с Россией - нерусским "коренным" нациям) необходимо оставить широкую политическую автономию, но только в рамках национального государства основного (т. е. в нашем случае - русского) народа. Необходим новый федерализм, подразумевающий наличие внутри русского национального государства политических автономий других наций» - такое мнение Александра Елисеева.

С моей точки зрения достаточно приемлемая теория, но при всём при этом она остаётся лишь теорией. Для её осуществления придётся столкнуться с тем, что за годы существования СССР, деление на республики стало достаточно условным. Когда в Татарстане татары находятся на втором месте по численности, а в Башкортостане башкиры вообще - на третьем, при этом в Москве, например, проживает (по официальным данным) более миллиона татар и башкир. И всё же любая нация, проживающая на территории России, в том числе и русские, имеют право и даже должны иметь своё лицо. Нельзя приветствовать получивший сейчас распространение космополитизм поскольку, вопреки бытовавшей во времена Октябрьской революции песне, «ничто» так и останется «ничем» - бесформенной массой, неспособной к дальнейшему развитию и прогрессу. В этом можно легко убедиться даже на простом человеческом примере.

Что ж, мы определились в нашем выборе – федерация. Федерация с широким правом субъектов на самоопределение.

Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведут к распаду государства. Однако следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государства или государственные образования.

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим.

Политический режим - совокупность средств, форм и методов осуществления государственной власти, своеобразие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»