Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Английская революция

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


свободы Англии, властью парламента». 30 января – принятие акта о том, что провозглашение любого королём без согласия парламента является государственной изменой. 6 февраля принимается билль об устранении палаты лордов, 7 февраля – билль об устранении королевского звания («должности короля» - the office of the king). Наконец, конституционное закрепление республиканской формы правления было закреплено актом 19 мая 1649 года. В нём Англия провозглашалась как «республика» (Commonwealth) и свободное государство (free state), верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте», высший орган исполнительной власти – Государственный совете.

Сам Государственный совет был учреждён решениями парламента ранее: 7 и13 февраля. В соответствии с этими документами он представлял собой вспомогательный орган, подчинённый парламенту, с полномочиями лишь на один год. Членами совета могли становиться только лица, согласные с осуждением и казнью Карла I, а также с упразднением палаты лордов и королевской власти. Подобные условия оказались неприемлемыми для некоторых потенциальных членов Государственного совета, поэтому с ними были заключены персональные компромиссные обязательства. Вообще же состав этого органа вызвал сильные споры, в результате которых был составлен список из 41 человека. Также поначалу в совете не было должности председателя, против которой выступал парламент, опасавшийся узурпации власти в руках одного человека. Но впоследствии председателем назначил сам себя Джон Бредшоу и остался на этом посту. Хотя в документах Государственный совет выглядел лишь исполнительным органом парламента, в действительности он занял значительно более высокое положение и во время их совместного существования скорее он преобладал над парламентом, послушно исполнявшим все его решения, чем наоборот. Такая ситуация не могла не вызвать негативную реакцию со стороны коммонеров, но, как ни странно, на протяжении периода их общего действия, позиции совета и палаты общин намного чаще совпадали, чем входили в противоречия. Интересен также тот факт, что заседания обоих органов власти посещали далеко не все их члены. Так из не более 80 членов палаты общин, включая некоторых вернувшихся после «чистки» депутатов, регулярно в заседаниях принимало участие около 56 человек. В совете на первом заседании присутствовало 34 члена, а регулярно участвовало в заседаниях 15 членов.

Обострение борьбы между индепендентами и левеллерами.

Положение новой республики было очень сложным. Перед нею стояли трудные задачи, которые должны были решаться в обстановке сильного упадка и расстройства хозяйственной деятельности, всё обостряющихся внутри них противоречий и целого ряда серьёзнейших опасностей, грозивших молодому буржуазному государству извне. Чтобы укрепить новый политический строй, надо было защитить его от покушений со стороны старых, лишённых власти феодальных сил, действовавших внутри страны и вне её пределов. С другой стороны, новые правители Англии, чтобы удержать в своих руках власть, должны были отвести угрозу их господству со стороны народных масс, которые не могли удовлетвориться буржуазной республикой, к тому же лишённой даже тех черт демократизма, которые уже выдвигались представителями радикальных политических течений в революции – левеллерами и диггерами. Индепендентская армейская верхушка и офицерство, а также поддерживавшие их силы, сумевшие получить во время революции власть и состояние и удовлетворённые проведёнными в стране преобразованиями, выступали ярыми противниками продолжения революции и передачи даже малой части своей власти народу. Они были такими же реакционерами, как и пресвитериане до них. Таким образом, республика «оказалась между двух огней»: поднимавшими голову роялистами и жаждавшими реформ левеллерами и диггерами, способными повести за собой народные массы.

Левеллеры были идеологами революционной мелкой буржуазии и отстаивали принципы буржуазной демократии, отражая в этом отношении интересы широких масс английского народа: крестьянства, ремесленников, сельских и городских «низов», солдатской массы. В своих многочисленных памфлетах и программных документах они подвергли индепендентскую республику резкой критике, пропитанной демократическим радикализмом и духом народных масс. В первую очередь левеллеры боролись за принятие Англией конституции. Свой вариант они назвали «Народное соглашение» и представили на рассмотрение офицерского собрания, где оно было подвергнуто значительным искажениям, были выпущены основные пункты программы. Это побудило Джона Лильберна – лидера левеллеров - опубликовать 15 декабря 1648 года изначальный, неискажённый текст документа. 19 января левеллеры выступают с петицией в парламент с требованиями свободы печати: «Подтверждено на практике, что всегда все, стремившиеся к тирании, закрывали рот народу, чтобы он не производил шума, когда похищают его свободы». На следующий день, 20 января, в палату общин была внесена переработанная офицерским собранием редакция «Народного соглашения», которое даже в таком усечённом варианте оказалось неприемлемым для парламента. Оно было отложено на неопределённый срок и впоследствии никогда не рассмотренное. В то же время военное командование пыталось уменьшить влияние левеллеров в армии, с целью не допустить её возможный раскол. Был принят ряд репрессивных мер, в особенности против агитаторов, а также установлены суровые наказания за пропаганду и подстрекательство.

Реакцией на такой поворот событий послужил памфлет Джона Лильберна «Разоблачение новых цепей Англии» (England New Chains Discovered) от 26 февраля. В этом документе он с резкой критикой обрушивается, прежде всего, на Государственный совет, но в то же время обращается к олдерменам и членам парламента достаточно сдержанно, надеясь на то, что они прислушаются к его словам. Основные положения этого памфлета: 1) выражение опасений по поводу того, что Государственный совет, образованный недемократическим путём и обладающий значительными полномочиями, может сосредоточить всю полноту власти у себя в руках; 2) обращение к членам парламента по поводу сложившейся ситуации; 3) Лильберн клеймит «великих» интриганов (contrivers), лелеющих планы порабощения республики, т. е. высших чинов армии; 4) критика предоставленного в парламент проекта «Народного соглашения» и существующего государственного строя республики. Вслед за этим через месяц, 24 марта, выходит «Вторая часть разоблачения новых цепей Англии» (The Second Part of England New Chains Discovered) или «Печальное представление о ненадёжном и опасном положении республики». На этот раз Лильберн критикует парламент, взывая к некоторым наиболее разумным членам палаты. Лильберн также предлагает перейти к активным действиям: он призывает к восстанию народа.

Ответ на такие резкие высказывания последовал незамедлительно. 27 марта «Вторая часть…» объявляется мятежной, а авторы подвергаются судебному преследованию по обвинению в государственной измене. На следующий день четыре видных деятеля движения левеллеров – Лильберн, Уолвин, Принс, Овертон – были арестованы и отправлены в Тауэр. 29 января они были допрошены перед Государственным советом. На следующий день в их поддержку была направлена петиция, под которой поставили подписи 30 тысяч человек, а 1 апреля – 80. Но несмотря ни на что 11 апреля парламент принял решение о предании руководителей левеллеров «Суду высокой скамьи». В тюрьме Лильберн и остальные заключённые пишут ещё два документа: «Картина Государственного совета, представленная свободному народу Англии» и датированный 14 апреля «Манифест подполковника Джона Лильберна, мистера Уильяма Уолвика, Мистера Томаса Принса и мистера Ричарда Овертона, заключённых в лондонском Тауэре», в котором они объясняли программу своего движения – «нашей целью является такое положение республики, когда каждый с наивозможной обеспеченностью будет пользоваться своей собственностью (be enjoy his propriety). Пока лидеры левеллеров находились в заключении, движение в их поддержку не ослабевало и распространилось на армию: 16 апреля – 10 тысяч подписей, 18 апреля – новое многочисленное выступление в Лондоне, 23 апреля – подавлено выступление левеллеров в полку Уолли.

В то же время, 1 мая 1649 года, выходит последняя, третья редакция «Народного соглашения». Его основные положения: народный суверенитет; республика с однопалатным парламентом, избираемым раз в год; принцип разделения властей; ограничение полномочиё верховных органов власти; требования религиозной свободы и свободы печати; равенство всех перед законом; свобода торговли; защита интересов революции. Но и этот проект не был принят властью во внимание. Следующие крупные выступления левеллеров произошли осенью в армии (Оксфордшир и Бекингемшир) незадолго до суда над Джоном Лильберном и были подавлены. Суд проходил 24-26 октября, и в результате процесса Лильберн был оправдан, но впоследствии был выслан парламентом из страны.

Завоевание и «землеустройство» Ирландии.

Расправившись с внутренними противниками, Кромвель обратил свой взгляд на близлежащий остров – Ирландию, - который заявил о своей независимости после восстания 1641 года и Англии не подчинялся. К 1649 году в Ирландии укрепились роялисты и католики, планировавшие оттуда совершить вторжение в Англию. Но помимо ликвидации угрозы атаки Кромвеля и армию интересовали обширные островные земли, переходившие в случае победы в их руки и дающие возможность расплатиться с кредиторами и увеличить своё благосостояние. Кромвель сам принял командование экспедиционной армией, которая высадилась в Дублине 15 августа 1649 года, а затем направился на север и осадил Дрогеду.

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»