←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль.
Предмет имеет достаточное, сложное строение. Это обусловлено тем, что право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права); указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определяет варианты возможной или требуемой деятельности; в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.
Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или ной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.
Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Основными признаками, характеризующими метод правового регулирования являются, во-первых, правовое положение участников правоотношений; во-вторых, характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними; в-третьих, виды и характер санкций, т. е. государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.
Основными видами методов правового регулирования являются императивный (категорический властный), диспозитивный (автономный), поощрительный и рекомендательный.
Императивный метод представляет собой способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Его особенности: «жесткая» регламентация поведения участников правовых отношений, «неравное» их положение, отношения власти и подчинения.
Диспозитивный метод — этот способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом. Особенности диспозитивного метода — это относительная свобода поведения сторон, равное положение участников правоотношений, способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Поощрительный метод выражается в стимулировании социально полезного, активного поведения путем вознаграждений.
Рекомендательный метод реализуется путем предложения субъектам права наиболее целесообразного варианта поведения.
Императивный метод характерен для блока отрасли публичного права, а диспозитивный для отраслей частного права.
Своеобразие отраслевого регулирования определяется также сочетанием в нем дозволений, запретов и связываний — приемов правового регулирования.
Дозволение — это предоставление права на определенное поведение. Например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.
Запрет или запрещение — это требование воздержаться от совершения определенного действия, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.
Обязывание — это возложение обязанности по совершению определенных действий, например, при уплате налогов.
В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выделяют два типа правового регулирования:
а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;
б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо дозволенного».
Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, а второй — регулированию государственно-властных отношений.
9. Норма права: понятие и признаки.
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права — это первичная клеточка права, исходив элемент его системы.
Генетически норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т. п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четко письменной фиксацией и самое главное — возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.
Норма права создает социально-равновесное состояние, так как у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свой отношение к другому члену общества. Социальная ценность нормы права заключается именно в том, что, создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношений.
Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:
Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками в правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами
Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание). Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа, нормативно-правовом акте). В прецедентном праве действуют свои общие правила о прецедентном значении определенных судебных решений и их применении. Это придает формальную определенность нормам прецедентного характера.
Норма права обладает качеством системности. Право не «сумма», не «совокупность» норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счетё соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возводимую в закон государственную волю.
Норме права также присущ признак неоднократности (многократности) ее действия. Правовая норма создается для постоянного применения, использования, если
иное не оговаривается в самой норме.
Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи.
Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых это: нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.
Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.
Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.
10. Виды правовых норм.
Правовые нормы принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся:
1.По отраслям права, как , например, государственно-правовые нормы, нормы административного права, нормы гражданского права.
2.По функциям, которые выполняют правовые нормы - это регулятивные и охранительные.
3.По характеру закрепляемых ими правил поведения - это обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
4.По степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах - это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|