Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Билеты по теории государства и права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


право, гражданское про­цессуальное право, уголовно-процессуальное право и т. д. Пуб­личное право выражает государственные, межгосударственные и общественные отношения.

В современной юридической литературе рассматриваются следующие критерии различения публичного и частного права:

1) Интерес. Публичное право ориентируется на удовлетво­рение общественных, государственных интересов. Част­ное — на удовлетворение личных, частных и корпора­тивных интересов.

2) Предмет правового регулирования. Для публичного пра­ва таковым выступает устройство и функционирование государства и его институтов; основные институты граж­данского общества; основы правовой системы, право­творчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных и международных организаций. Частное право регулирует имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, которые возникают по поводу духовных благ и связаны с личностью их участников.

3) Метод правового регулирования. В публичном праве ^го­сударственные органы могут предписывать субъектам права определенные варианты поведения, требовать их исполнения, неукоснительного соблюдения действую­щего законодательства, применять меры государствен­ного принуждения к нарушителям. Граждане могут об­жаловать принимаемые государственными органами решения. Но если они вступили в законную силу, то гражданин обязан выполнить эти решения (метод субор­динации). В частном праве действует метод координа­ции. Все отношения строятся на принципах равнопра­вия субъектов права. Они возникают, изменяются и прекращаются по их волеизъявлению. В частном праве личность выступает равноправным партнером государ­ства.

4) Субъективный состав. Публичное право регулирует от­ношения частных лиц с государством, а также между го­сударственными органами. Нормы частного права регу­лируют отношения между собой частных лиц (физических и юридических),не обладающих властными полномочи­ями.

Как видим, публичное право — это область власти и под­чинения, частное право — область свободы и частной инициа­тивы. Однако частное право не может существовать без пуб­личного, так как оно опирается на публичное право, охраняется и защищается им.

Следовательно, между частным и публичным правом суще­ствует тесная взаимосвязь. Их же разграничение в системе права в определенной степени условно и является необходимой пред­посылкой для установления границ сферы частного права, ко­торые обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объединений от вмешательства государственных интересов.

14. По­ня­тие ис­точ­ни­ков (форм) пра­ва.

Пра­во - это сис­те­ма пра­вил (норм), ус­та­нов­лен­ных и санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом и ох­ра­няе­мых при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва.

Од­ной из важ­ней­ших за­дач при изу­че­нии пра­ва яв­ля­ет­ся ос­мыс­ле­ние его сущ­но­сти. Это оз­на­ча­ет, что пра­во сле­ду­ет изу­чать при­ме­ни­тель­но к кон­крет­ным ис­то­ри­че­ским ус­ло­ви­ям и кон­крет­но­му ти­пу об­ще­ст­ва. Сущ­ность пра­ва за­клю­ча­ет­ся в кон­крет­ных ус­ло­ви­ях жиз­ни кон­крет­но­го че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. Со­дер­жа­ни­ем сущ­но­сти пра­ва яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ское бы­тие, ко­то­рое обу­слов­ли­ва­ет его воз­ник­но­ве­ние, су­ще­ст­во­ва­ние, раз­ви­тие и от­ми­ра­ние. При ха­рак­те­ри­сти­ке пра­ва сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние, к ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ти­пу го­су­дар­ст­ва при­над­ле­жит дан­ный тип пра­ва. Пра­во яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским ре­гу­ля­то­ром об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний кон­крет­но­го ис­то­ри­че­ско­го ти­па го­су­дар­ст­ва.

Са­ма суть пра­ва обу­слов­ле­на эко­но­ми­че­ским стро­ем об­ще­ст­ва, пра­во­вые от­но­ше­ния бе­рут на­ча­ло из тех жиз­нен­ных ус­ло­вий, в ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ная власть. Пра­во са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­но с эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской сис­те­ма­ми об­ще­ст­ва, а так­же с тем ти­пом про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний, ко­то­рый по­ро­ж­да­ет раз­лич­ные фор­мы со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва лю­дей.

В про­цес­се раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва вслед­ст­вие из­ме­не­ния эко­но­ми­че­ских ус­ло­вий жиз­ни лю­дей и раз­ло­же­ния ро­до­п­ле­мен­но­го строя по­сте­пен­но воз­ник­ла по­треб­ность в но­вых нор­мах по­ве­де­ния в об­ще­ст­ве, ко­то­рые от­ве­ча­ли бы ин­те­ре­сам гос­под­ство­вав­ших в нем со­ци­аль­ных сло­ев и клас­сов. В этих нор­мах, в от­ли­чие от обы­ча­ев пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва, бы­ли вы­ра­же­ны ин­те­ре­сы не все­го об­ще­ст­ва, а глав­ным об­ра­зом - гос­под­ствую­ще­го клас­са или со­ци­аль­но­го слоя. Дан­ные нор­мы на за­ре раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но­сти за­кре­п­ля­ли иму­ще­ст­вен­ное, со­ци­аль­ное, а ино­гда и по­ли­ти­че­ское не­ра­вен­ст­во. В от­ли­чие от норм пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва, обы­ча­ев, нор­мы пра­ва не мог­ли вы­пол­нять­ся чле­на­ми об­ще­ст­ва доб­ро­воль­но. А, сле­до­ва­тель­но, го­су­дар­ст­во бы­ло вы­ну­ж­де­но при­ме­нять при­ну­ж­де­ние для обес­пе­че­ния по­все­ме­ст­но­го ис­пол­не­ния норм пра­ва.

Нау­ке из­вест­ны та­кие ис­точ­ни­ки пра­ва, как:

- пра­во­вой обы­чай

- пре­це­дент

- нор­ма­тив­ный акт

- нор­ма­тив­ный до­го­вор

При­ме­не­ние пра­во­во­го обы­чая как нор­мы по­ве­де­ния лю­дей ухо­дит в глу­би­ны ве­ков раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва. Пра­во­вой обы­чай - это пра­ви­ла по­ве­де­ния лю­дей, сло­жив­шие­ся в жиз­ни и ре­гу­ляр­но ис­поль­зуе­мые людь­ми в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях и в ре­зуль­та­те санк­цио­ни­ро­ван­ные го­су­дар­ст­вом в ка­че­ст­ве об­ще­обя­за­тель­ных и ох­ра­няе­мых го­су­дар­ст­вом. Та­кое пра­во на­зы­ва­ет­ся обыч­ным. Оно бы­ло ха­рак­тер­но для ран­них ра­бо­вла­дель­че­ских и ран­них фео­даль­ных го­су­дарств.

Пре­це­дент име­ет ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в стра­нах с анг­ло­сак­сон­ской пра­во­вой сис­те­мой. В та­ких стра­нах су­деб­ные по­ста­нов­ле­ния по кон­крет­ным де­лам слу­жат ори­ен­ти­ром для ре­ше­ния ана­ло­гич­ных дел дру­ги­ми су­да­ми в бу­ду­щем. А сле­до­ва­тель­но, это ре­ше­ние при­об­ре­та­ет нор­ма­тив­ный ха­рак­тер.

В со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах на пер­вом мес­те в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка пра­ва вы­сту­па­ет нор­ма­тив­ный акт. Он пред­став­ля­ет со­бой до­ку­мент, из­да­вае­мый спе­ци­аль­но на то упол­но­мо­чен­ным (ком­пе­тент­ным) ор­га­ном го­су­дар­ст­ва. Нор­ма­тив­ный акт со­дер­жит об­ще­обя­за­тель­ные пра­ви­ла по­ве­де­ния, т.е. нор­мы пра­ва. К нор­ма­тив­ным ак­там от­но­сят­ся: кон­сти­ту­ции. кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны, обыч­ные за­ко­ны, ука­зы и рас­по­ря­же­ния Пре­зи­ден­та, ука­зы ми­ни­ст­ров.

До­го­вор с нор­ма­тив­ным со­дер­жа­ни­ем име­ет ме­сто в ос­нов­ном в ме­ж­ду­на­род­ном пра­ве. Так, в 1992 го­ду в Рос­сии был за­клю­чен Фе­де­ра­тив­ный До­го­вор, со­стоя­щий из 3-х до­го­во­ров. В нем со­дер­жать­ся пра­во­вые нор­мы о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и о раз­гра­ни­че­нии пол­но­мо­чий ме­ж­ду ни­ми.

15. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой ак­т: понятие, признаки, ви­ды.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большин­ст­во пра­во­вых норм, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют наи­бо­лее важ­ные с точ­ки зре­ния лич­но­сти, ее ее ин­те­ре­сов и по­треб­но­стей об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Дру­гие ис­точ­ни­ки пра­ва (пра­во­вые обы­чаи, су­деб­ные и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные пре­це­ден­ты) об­ще­ре­гу­ля­тив­ной зна­чи­мо­стью не об­ла­да­ют. Они иг­ра­ют ча­ст­ную, вспо­мо­га­тель­ную или до­пол­ни­тель­ную роль в ре­гу­ли­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах за­кре­п­ля­ют­ся нор­мы, ко­то­рые учи­ты­ва­ют ин­те­ре­сы боль­шин­ст­ва и мень­шин­ст­ва в це­пом, ко­ор­ди­ни­ру­ют их в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных, на­цио­наль­ных и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний в дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од.

В от­ли­чие от дру­гих ис­точ­ни­ков (форм) пра­ва нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт об­ла­да­ет сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми:

1. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт соз­да­ет­ся в ре­зуль­та­те пра­во­твор­че­ской дея­тель­но­сти ком­пе­тент­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­ва или все­на­родным во­ле­изъ­яв­ле­ни­ем (ре­фе­рен­ду­мом). Пра­во­твор­че­ская дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой та­кую го­су­дар­ст­вен­ную дея­тель­ность, ко­то­рая со­сто­ит в из­да­нии норм пра­ва, а так­же в со­вер­шен­ст­во­ва­нии и от­ме­не ус­та­рев­ших пра­во­вых норм.

2. В нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся толь­ко нор­мы пра­ва, то есть пра­ви­ла об­ще­го ха­рак­те­ра, об­ла­даю­щие го­су­дар­ст­вен­ной обя­за­тель­но­стью. По­это­му нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты не­об­хо­ди­мо от­ли­чать от ин­ди­ви­ду­аль­ных пра­во­вых ак­тов ко­то­рые ис­точ­ни­ка­ми пра­ва не яв­ля­ют­ся.

3. От нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ак­та как ис­точ­ни­ка пра­ва сле­ду­ет от­ли­чать ис­точ­ни­ки пра­во­ве­де­ния, или ис­точ­ни­ки на­ше­го зна­ния о пра­ве. Мы чер­па­ем све­де­ния о нор­мах пра­ва из раз­лич­но­го ро­да сбор­ни­ков за­ко­но­да­тель­ст­ва, из ис­то­ри­че­ских пра­во­вых па­мят­ни­ков, из про­из­ве­де­ний про­фес­сио­наль­ных юри­стов. Все это ис­точ­ни­ки на­ше­го по­зна­ния пра­во­вых норм, а не ис­точ­ни­ки пра­ва.

4. Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт оформ­ля­ет­ся в ви­де офи­ци­аль­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го до­ку­мен­та, ко­то­рый име­ет обя­за­тель­ные ат­ри­бу­ты: на­зва­ние ак­та (за­кон, указ, по­ста­нов­ле­ние); на­име­но­ва­ние ор­га­на, при­няв­ше­го акт (пар­ла­мент, пре­зи­дент, пра­ви­тель­ст­во, ме­ст­ный ор­ган вла­сти).

5. В нор­ма­тив­ных ак­тах нор­мы пра­ва груп­пи­ру­ют­ся по оп­ре­де­лен­ным струк­тур­ным об­ра­зо­ва­ни­ям

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»