Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Высшие органы государственной власти в США

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, ко­торая представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех вет­вей власти.

Собственно, в настоящее время не может идти речь о ка­ком-либо абсолютном разделении властей либо о четком раз­делении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ве­домствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из “присущих” президенту пол­номочий, либо делегируется самим конгрессом.

По сути законотворческой является и деятельность судеб­ной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецеден­тов — судебных решений, в которых дано толкование кон­ституционных и законодательных норм и которым суды дол­жны следовать при разрешении сходных дел.

Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие администра­тивные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли (см. ниже), осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему ор­ганов и лиц.

Подобное переплетение функций служит цели более пол­ного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием об­щества.

Функционирование системы разделения властей дополня­ется и во многом определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия ка­кой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее эф­фективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, тол­кование Конституции США, а средством практической реа­лизации — право отказа в применении тех законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Кон­ституции США, так, как она представлялась суду.

Глава 2. Конгресс США

2.1. Общая характеристика Конгресса

Конгресс США — высший представительный и зако­нодательный орган. Состоит из двух палат — па­латы представителей и сената.

Палата представителей является органом общенацио­нального представительства. 435 ее депутатов избираются на два года в первый вторник после первого понедельника но­ября каждого четного года. Между штатами депутатские ме­ста распределяются пропорционально численности населе­ния. Перераспределение мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения. Избирательные округа по выборам в палату представителей должны иметь равное, по возможности, число населения.

В настоящее время квота представительства составляет 520 тыс. человек. Наибольшее представительство имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34), Техас (27), Пен­сильвания (23) и Иллинойс (22). Ряд штатов — Аляска, Вер­монт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота — имеют по одному представителю. Это минимальная норма представительства по Конституции.

Помимо полноправных членов в палату избираются по одному делегату от Федерального округа Колумбия, о-ва Гу­ам, Виргинских о-вов, Восточного Самоа и Пуэрто-Рико. Они имеют право участвовать в работе палаты и ее комите­тов, но лишены права голоса.

Конституцией США установлены следующие требования к кандидатам: член палаты представителей должен достичь возраста 25 лет, быть гражданином США не менее семи лет и жителем того штата, от которого он избирается.

Верхняя палата — сенат — является органом представи­тельства штатов. Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Сена­торы избираются на шесть лет в те же сроки, что и палата представителей. Но в отличие от последней каждые два года состав сената переизбирается только на одну треть. Это об­стоятельство придает сенату особый статус постоянно дейст­вующего органа. Особая роль сената определяется также тем, что за ним по Конституции закреплен ряд самостоя­тельных полномочий. “По совету и с согласия” сената заклю­чаются международные договоры. С одобрения сената прези­дент производит назначения на должности федеральных су­дей и должностных лиц федеральной администрации. Немалое значение имеет и небольшой, в сравнении с пала­той представителей, состав сената, что предопределяет его роль как элитарного института власти.

Конституцией США установлены следующие требования к кандидатам: сенатор должен достичь возраста 30 лет, быть гражданином США не менее 9 лет и жителем того штата, от которого он избирается.

Работа конгресса нового созыва начинается в полдень 3 января на следующий год после проведения выборов.

Заседает конгресс в Капитолии, г. Вашингтон, Федераль­ный округ Колумбия.

Роль конгресса в политическом механизме США определя­ется двумя конституционными факторами: федеративным ус­тройством США и механизмом “разделения властей”. Первый из них определяет предметы ведения конгресса. Второй — конкретные формы и объем реализации властных полномочий конгресса.

2.2. Структура Конгресса

2.2.1. Председатели и должностные лица палат

Председателем палаты представителей является спикер. Избирается он в начале первой сессии конгресса от партии большинства, хотя формально в его избрании участвует вся палата в целом. До избрания на пост спикера член палаты представителей должен пройти многие ступени иерархической лестницы палаты. С 1899 г. срок пребывания на Капи­толии спикеров перед их избранием составляет в среднем 24 года. Спикер считается третьим лицом в государстве после президента и председателя Верховного суда США.

Функции спикера достаточно обширны. Он руководит ходом работы палаты и обеспечивает соблюдение установ­ленных процедурных правил. Ему принадлежит право на­значения в расследовательские и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и обеспечивает порядок в месте заседаний палаты. Одна из важнейших его функ­ций — “право признания”. От усмотрения спикера может зависеть, получит или не получит депутат слово, будет или не будет ему предоставлено право внести какое-либо предложение.

Под руководством спикера работают должностные лица палаты — клерк палаты представителей, секретари (клер­ки), пристав, привратник, почтмейстер и эксперт по парла­ментской практике. Последний играет особую роль в дея­тельности палаты. Он дает юридические и технические со­веты спикеру и членам палаты, консультирует при возникновении противоречий относительно толкования и применения тех или иных процедурных правил. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами, назначают­ся палатой в начале первой сессии. Каждый из них имеет подчиненный ему аппарат.

Председателем сената является, согласно Конституции, вице-президент. Он может вести заседания палаты, однако, лишен права голоса, если только голоса сенаторов не разде­лились поровну (ст. 1, разд. 3). На практике вице-прези­дент редко пользуется предоставленным ему правом. Факти­чески функции председателя палаты осуществляет времен­ный председатель (председатель pro tempore), избираемый сенатом на время отсутствия вице-президента. Им может стать только лицо, принадлежащее, как спикер, к партии большинства.

Функции председателя в целом аналогичны функциям спикера. Но есть определенные отличия. Так, например, председатель сената не вправе осуществлять “право призна­ния” произвольно.

2.2.2. Партийная структура Конгресса

О партийной организации конгресса законодательство и регламенты палат, как правило, молчат. Лишь в отдельных их нормах есть замечания относительно роли тех или иных партийных структур. А между тем партиям на Капитолии принадлежит заметная роль.

Партийная организация каждой из палат конгресса структурно представлена следующим образом: лидеры боль­шинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции (кокусы) партий.

Палата представителей. В палате представителей лидер большинства избирается тайным голосованием (по бюллете­ням) на конференции (кокусе) партии, имеющей большин­ство депутатских мест. В иерархии палаты он — второе лицо после спикера, хотя и не является ее должностным лицом. Функции лидера большинства ни в одном из актов не опре­делены. Но роль его довольно весома. Он отвечает за плани­рование партийной стратегии, единство фракции в законода­тельной деятельности, за связи с общественностью и прес­сой. Через него в основном осуществляются контакты исполнительной власти с руководством палаты.

Лидер большинства имеет большие возможности воздей­ствия на депутатов. От его позиции во многом зависит на­значения в престижные комитеты, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка инициатив депутата. Особое положение лидера большинства подчеркивается так­же тем обстоятельством, что в дебатах ему первому предо­ставляется слово. Помимо этого, он имеет, в сравнении с ря­довыми членами палаты, более высокое жалованье, допол­нительные служебные помещения, больший штат подчиненного ему аппарата.

Те же функции и тот же статус имеет лидер меньшинства палаты, с одной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»