Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Государственная служба в Японии и России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова»

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

На тему: «Сравнительная характеристика государственной службы в Японии и России»

Выполнила:

студентка 4 курса

Орлова О. С.

Научный руководитель:

преподаватель

Белехов Ю. В.

Рязань, 2004

План

Введение 2

1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих 4

2. Поступление на государственную службу 8

3. Дисциплинарная практика государственных служащих 13

Заключение 17

Список литературы 19

Введение

В последнее десятилетие в Рос­сийской Федерации проходит про­цесс формирования новых законо­дательных основ государственной службы — важнейшего механизма государственного управления в со­временных условиях. Использова­ние накопленного опыта правового регулирования государственной службы и функционирования государственного аппарата в целом, име­ющего как позитивную, так и нега­тивную составляющую, — обяза­тельное условие качественного ре­формирования системы государ­ственной службы Российской Феде­рации.

Начиная с 1997 года, направления реформы государственной службы находят отражение в ежегодных посланиях Президента России Фе­деральному Собранию. 15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Кон­цепция реформирования системы государственной службы Россий­ской Федерации и План первооче­редных мероприятий по ее реализа­ции1. Одновременно была образова­на Комиссия по вопросам реформи­рования государственной службы Российской Федерации Во исполне­ние указанных решений Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г № 1336 была утверждена Федеральная програм­ма «Реформирование государствен­ной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)», определившая комплекс мероприятий, направлен­ных на совершенствование право­вых, организационных, финансо­вых, кадровых и методических ос­нов государственной службы.

К числу ведущих положений Кон­цепции следует отнести идею фор­мирования единой системы государ­ственной службы Российской Феде­рации, основой которой должен стать Федеральный закон «О сис­теме государственной службы Рос­сийской Федерации», принятый Го­сударственной Думой Федерально­го Собрания Российской Федерации 25 апреля 2003 г.

Поскольку в настоящее время в РФ происходит реформирование системы государственной службы, этот период начался в 1997 году и является незавершённым, поэтому представляется возможным рассмотреть одну из моделей института государственной службы в иностранном государстве (например, в Японии) для понимания положительных и отрицательных моментов происходящего в настоящий момент в России и существующего уже давно (в Японии).

Вопросам государственной службы посвятили свои труды многие видные юристы, правоведы, такие как: Ю. М. Козлов, А. В. Оболонский, В. П. Иванов и другие.

Данный этап реформ в России – это отвыкание от прежней системы и внедрение и осмысление новой. Сравнительный анализ на данном этапе является еще довольно проблематичным, т. к. ещё нет чёткой картины ситуации в вопросу государственной службы в России.

Поэтому далее будет рассмотрена уже установившаяся действующая модель японской системы госслужбы, которая в чём-то может послужить примером, ориентиром для создания стройной и чётко функционирующей системы в РФ. Попытаемся дать минимальную сравнительную картину для уяснения ситуации.

1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих

В Японии принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова, но так­же лиц, работающих на принадлежащих госу­дарству предприятиях, служащих государствен­ных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников полиции. Общая численность занятых на государственной служ­бе превышает 3 млн. человек, большинство из которых составляют рабочие и служащие, не имеющие реальных полномочий по принятию управленческих решений. Численность же высших государственных чиновников не пре­вышает 10 тыс. человек.

Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как «слуг обще­ства, а не какой-либо одной его части» (ст. 15). Теперь уже государственный служащий не воспринимается в общественном сознании как личный слуга императора. Закон о государ­ственных служащих 1947 г. Устанавливает, что государственный служащий Японии должен работать только ради общественного интере­е, выполняя служебные обязанности, отдавать им все силы, знания и помыслы.

Закон о государственных служащих 1947 г. С многочисленными изменениями и дополне­ниями — основной источник правового регули­рования государственной службы В 1950 го­ду вступил а силу Закон о местных служащих, установивший статус служащих муниципаль­ных органов. Сильное влияние американс­ких оккупационных властей на ход послево­енных государственных реформ в Японии объясняет сходство американского и действу­ющего японского законодательства о государ­ственной службе.

Контроль за соблюдением законодательства в сфере г0сударственной службы возложен на Совет по делам персонала при Кабинете министров (Палата по делам пер­сонала, Национальное управление кадров) Совет состоит из трех членов, назначаемых Кабинетом министров с согласия обеих па­лат парламента и утверждаемых императо­ром Срок полномочий членов Совета – че­тыре года с возможностью повторного на­значения, но не более чем еще на два срока Один из членов Совета по назначению Ка­бинета выполняет функцию председателя

Совет действует как орган, представляю­щий рекомендации по кадровым вопросам парламенту, Кабинету и отдельным министер­ствам Среди других полномочий Совета издание в пределах своей компетенции пра­вил и установлений по вопросам государ­ственной службы, разбор жалоб на государ­ственных служащих, организация и проведе­ние конкурсных экзаменов

Возложенные на Совет по делам персо­нала функции реализуются через деятель­ность его аппарата, который возглавляет уп­равляющий, назначаемый членами Совета В состав аппарата Совета входят пять уп­равлений (делами, набора и использования персонала, жалоб, по оплате труда персо­нала, по делам служащих) и восемь местных бюро

Все лица, находящиеся но государствен­ной службе, подразделяются на две основ­ные категории – работников «обычной служ­бы» и работников «особой службы»

Основная масса чиновничества занята на «обычной службе», на которую распростра­няются конкурсная система назначения на должность и стандартная шкала жалований

Служебное положение государственных слу­жащих определяется их должностью, которую они занимают в соответствии со своим ран­гом. Каждый из 8 существующих рангов, в свою очередь, подразделяется на 15 разрядов. Раз­ряд чиновника зависит от стажа, образова­тельного уровня, различных служебных харак­теристик. Критерии для отнесения государ­ственного служащего к конкретному рангу и разряду устанавливаются Советом по делам персонала.

Труд чиновника оплачивается в соответ­ствии с присвоенным ему рангом и разря­дом на основании Закона о государствен­ных служащих и соответствующих постанов­лений Кабинета. Размеры жалования жестко регламентируются специальной шкалой, ус­тановленной законом об оплате труда лиц, занятых на обычной службе. Положения это­го Закона не распространяются на оплату труда прокуроров (этот вопрос урегулиро­ван специальным законом), а также рабочих казенных предприятий (оплата устанавлива­ется в коллективных соглашениях).

Лица, занятые на «особой службе», получают оплату в порядке, установленном Зако­ном об оплате труда должностных лиц на особой службе и оплате труда служащих Агентства самообороны. Выплата вознаграж­дений государственным служащим подконт­рольна Совету по делам персонала. Совет вносит в парламент проекты законов об из­менении системы должностных окладов.

Государственный служащий кроме долж­ностного оклада получает разнообразные надбавки: премии, надбавки за работу в го­роде, на содержание домашнего хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, за работу в северных районах, многочислен­ные «отраслевые» надбавки (например, учи­телям, работающим в сфере обязательного образования).

Высшую категорию работников «обычной службы» составляют лица, получающие жа­лованье за административную работу. В эту категорию входят чиновники, занимающиеся канцелярской работой и трудом, требующим специальных профессиональных знаний.

Командные посты в центральном адми­нистративном аппарате занимают чиновни­ки первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии: начальники департаментов, отделов и секций, советники, директора агентств, постоянные заместители мини­стров (последний термин используется по аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов фактически держат в своих руках рычаги администра­тивной власти во всех министерствах и ве­домствах Японии. Остальные группы чинов­ников являются лишь исполнителями реше­ний и указаний своих начальников.

Государственная служба Японии имеет свои особенности. Здесь действует система «пожизненного найма», предполагающая дли­тельную (до ухода на пенсию) службу работа­ющего по найму в одной и той же организа­ции. При этом должность и размер вознаг­раждения служащего ставятся в зависимость от непрерывного стажа работы. Одна из ха­рактерных черт японской государственной службы «пожизненного найма» — отсутствие межведомственных перемещений чиновника

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»