Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Государственный контроль за ценообразованием

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования РФ

Институт экономики и права

РЕФЕРАТ

По дисциплине: “Ценообразование”

Тема: “Государственный контроль за ценообразованием”

Выполнил Зуборев В.В.

Группа ЭК-71

Руководитель работы к.э.н. доцент

Сергеева Л.В.

Работа защищена 2.10.01

Оценка отлично

Курск-2001

Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики не может вершиться политика, так и политические факторы ак­тивно влияют на экономические решения. -

Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна выработать и новую экономическую политику. Стремление продол­жить рыночные реформы необходимо подкрепить пониманием долговремен­ных и текущих задач государственного регулирования хозяйственной дея­тельности, особенно на этапе перехода от централизованной экономики к рыночной.

Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизо­ванная экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и государственное регулирование.

+ Государство не может устраниться от регулирования экономической жиз­ни, которое предполагает установление самых общих правил поведения уча­стников рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в странах с ярко выраженной рыночной экономикой но­сит преимущественно косвенный характер. Оно воздействует на хозяйствен­ные субъекты посредством законодательных ограничений и запретов, нало­говой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инве­стиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления социальных и эконо­мических программ.

Государственное регулирование может использоваться как в целях огра­ничения или даже подавления нежелательных для общества видов экономиче­ской деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермер­ским хозяйствам, поддержка малых форм экономической деятельности, осво­бождение от налогов отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или благотворительность).

Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.

( Одним из главных видов государственного воздействия на экономику яв­ляется ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновеши­вания спроса и предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.

Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздейство­вать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динами­ка цен рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей экономической ситуации. ;

Переход, от устанавливаемых государством цен к свободным рыночным не может быть мгновенным, что подтверждает и либерализация цен 1992 г. в России. Но то, что и в условиях рыночной экономики активно используется влияние государства на цены, ценовой механизм, об этом свидетельствует опыт развитых капиталистических стран.

Регулирование цен государственными органами носит ограниченный ха­рактер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жиз­ненное значение для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, про­дукция оборонного назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-коммунальные услуги и Др.).

Весьма велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство старается не допустить возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуе­мого продукта или особыми правами его собственника.

Как же осуществляется государственное регулирование цен в развитых капиталистических странах? Приведем несколько примеров.

В Европейском сообществе (ЕС) существует наднациональное регулиро­вание цен в сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решения по ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ЕС (на уровне министров сельского хозяйства), который устанавливает обяза­тельные для всех стран ЕС минимальные и максимальные фермерские цены, а в черной металлургии - Европейская организация угля и стали (ЕОУС), опре­деляющая базисные цены на продукцию черной металлургии.

В США регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных. Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и товары, приобретаемые фермерами.

В Японии вопросами ценообразования занимается правительственный орган - Бюро по ценам, которое составляет макроэкономические прогнозы динамики цен, разрабатывает предложения по политике цен в стране, дает заключения на предложения отраслевых министерств по минимальным уров­ням цен. Регулируются в основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли.

В Швейцарии существует Федеральное ведомство по контролю за ценами. Цены регулируются в отраслях, финансируемых государством, прежде всего в сельскохозяйственном производстве, на транспорте, в образовании и здраво­охранении.

В Австрии цены находятся в ведении соответствующих подразделений Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства. Регулируются цены на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сы­рье и лекарственные препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

В некоторых странах приняты специальные законодательные акты по це­нам. В США и Канаде это - антимонопольный закон, затрагивающий вопро­сы конкуренции и регулирования цен. В Австрии - Закон о ценах, изданный в 1945 г. и претерпевший несколько изменений: в 1952, 1976, 1988 гг. (от 100% регулируемых цен до 10%). В Дании существуют Закон о ценах и прибыли (1974 г.) и Закон о конкуренции (1989 г.), в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции (1953 г.). В Швейцарии цены регулируются федеральными законами, постановлением федерального прави­тельства о защитных ценах на товары (1961 г.) и постановлениями по кон­кретным отраслям и видам продукции.

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конститу­ции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закре­плены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государст­венной ценовой политики определяются другими законе дательными и Правовыми нормативными актами, в том числе указами Президента и постановле­ниями Правительства Российской Федерации. Они предусматривают даль­нейшую либерализацию цен и развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным регулированием цен, в первую очередь естест­венных монополий.

С марта 1991 г. действует Закон РФ "О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках" с внесенными в него из­менениями и дополнениями, главная цель которого - воспрепятствовать ог­раничению конкуренции на региональных и местных товарных рынках.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 введено государственное регулирование естественных монополий, а Феде­ральный закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. М° 147-ФЗ определил правовые основы федеральной политики в отношении естествен­ных монополий в Российской Федерации и сферы деятельности субъектов ес­тественных монополий, в том числе правовые основы государственного регу­лирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, закрепленные Фе­деральным законом "О государственном регулировании тарифов на электри­ческую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.

Указом от 28 февраля 1995 г. № 221 Президент предоставил Правительст­ву РФ право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и ус­луг, цены (тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федераль­ными органами исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их регулирования. Такие перечни утверждены постановлениями Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 793 и 8 февраля 1996 г. № 131.

V На Министерство экономики РФ, как один из главных экономических федеральных органов государственной власти, возложены формирование предложений по вопросам ценовой политики и их реализация, разработка

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»