Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Енисейские киргизы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по

Истории государства и права

Кыргызской Республики

студента

юридического факультета

заочного отделения

группы Ю-2-2,5-99

Бебинова Алексея

Бишкек 1999

Тема: "Государство Енисейских Кыргызов"

План:

1. Енисейские киргизы до великодержавия

2. Великодержавие Енисейских киргизов

Енисейские киргизы до Великодержавия

О судьбе киргизского народа в первые пять веков н.э. не упоминается вообще вплоть до образования в шестом веке кочевой империи турок-огузов. подробны сведения о киргизах появляются в китайских источниках. В частности в них говорится, что границами киргизской земли были: на юго-востоке – горы Кегмен (Саянские горы), на западе – горы Кенгю-Тарман (по всей вероятности – Алтай).

Раннесредневековое население Енисея в греческих источниках именовалось "херкис", "хирхиз", в арабских и персидских —"сяцзасы", "цзилицзисы", в древнетюркских и уйгурских, а также в согдийских текстах — "кыргыз". Последний термин был точной передачей самоназвания народа.

Впервые географически точно указывается, где жили киргизы и какие пути соединяли их страну с другими; впервые также сообщаются сведения о физическом типе и языке киргизского народа. Сверх того, эти сведения могут быть дополнены начинающимися в тот же период сведениями арабских географов: наконец, что особенно важно, о киргизах несколько раз упоминается в так называемых "орхонских" надписях — исторических надписях, оставленных, преимущественно на реке Орхоне, господствовавшими тогда в Монголии турками.

Что касается путей в страну киргизов, то китайцы говорят о пути от Селенги до "Черных гор" или гор Тань-мань; Фр. Хирт полагает, что имеются в виду Саянские горы и что те же горы упоминаются в орхонских надписях под названием Кенгю-Тарман, или Кенгю-Тарбан. По надписям, эти горы были крайним западным пределом турецких владений, причем об этом говорится тотчас после рассказа о подчинении киргизов, по которому киргизы жили за горами Кёгмен. Последнее название Хирт нашел в другом китайском источнике (VIII в.) в транскрипции Кюй (Цюй) мань. По его мнению, Кюймань и Таньмань, как по-турецки Кёгмен и Кенгю-Тарман,—одно и то же, что маловероятно. Более правдоподобно, что горы Кёгмен были юго-восточной, горы Кенгю-Тарман — западной границей области киргизов; в первом случае,. вероятно, имеется в виду Саянский хребет, во втором —-Алтай, хотя в Тан-шу сказано, что страна киргизов простиралась до гор Таньмань на юг. Путь к киргизам через горы Кёгмен упоминается и мусульманскими географами,. как путь с юга, из области, где теперь Турфан. Между этой областью и горами Кёгмен были еще горы Кемиз-арт и Манбек-Лу; после перехода через горы Кёгмен шли еще семь дней до ставки киргизского кагана. Мусульманские географы ничего не говорят о реке, протекавшей через страну киргизов; у китайцев эта река называется Гянь, т. е. Кем (Енисей).

Киргизы, по Тан-шу, "перемешались с динлинами"; в то же время говорится, что они внешностью походили на народ, получивший от китайцев прозвание бома ("пегие лошади"—будто бы за то, что у этого народа были лошади такого цвета). Бома жили прямо к северу от турок (огузов); надо было бы ожидать: от киргизов, тем более что дальше сказано, что они постоянно воевали с киргизами; их земля всегда была покрыта снегом и доходила на севере до моря. Черты наружности перечисляются не при описании бома, но при описании киргизов: "рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза". Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу ("красные волосы и белая кожа"), приписываются киргизам в рассказе персидского автора XI в. Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в VIII в. (ум. в 757 г.) Ибн Мукаффы; по этим признакам Ибн Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от бома; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай—месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргизов и мусульманские авторы.

Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них "сверху", т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относиться и к более поздним событиям.

Народ бома не достиг политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимого от других, тогда как во главе киргизов стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул ажо. Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Козьмин думает узнать его в русском документе 1701 г., где упоминается "езерский (сзеры — один из киргизских родов) судья Ожо" (ниже — Ожо и Оджа). В документе 1700 г. встречается имя Бо-тиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул.

В китайских и некоторых западных (в особенности византийских) источников указывается, что в VI в. произошло выступление первого по времени народа, называвшего себя турками; во главе этого народа стояли два брата, которых китайцы называют Тумынь и Шэдеми. Братьям удалось подчинить себе все степи и некоторые культурные области от границ Китая до границ Византии и Персии; Тумынь остался на востоке, Шэдеми ушел на запад, где после него правили его потомки. Тумынь умер в 553 г.; время смерти Шэдеми китайцами не указывается; Шаванн старается доказать, что Шэдеми есть Диль-зибул или Сильзибул, византийских источников, умерший в 576 г.

Орхонские надписи только в кратких словах говорят о первых турецких каганах, носивших имена Бумын (можно читать также Буман) и Истеми; среди подчинившихся им народов упоминаются и киргизы. Китайцы говорят только о подчинении киргизов западно-турецкому кагану .Дулу; происхождение его в точности не установлено; Шаванн полагает, что он был потомком Шэдеми (Истеми) в пятом поколении. Дулу умер в 653 г., после нескольких неудач и поражений; временем его высшего могущества был 638 г., когда ему подчинились бома и гегу (у Ша-ванна Кie-Коu), как здесь названы киргизы. Власть турок распространялась некоторое время, следовательно, не только на киргизов, но и на их северных соседей. Где проходила северная граница области киргизов и вместе с тем области распространения турецкого языка, точно не указывается; некоторый ответ на этот вопрос дают слова Тан-шу: "все реки (бассейна Енисея) текут на северо-восток. Минуя Хягас (чаще всего употреблявшаяся при династии Тан транскрипция слова кыргыз), они соединяются и текут на север". Возможно различное толкование этих слов. Если речь идет о повороте Енисея ниже впадения Ангары около Енисейска, то граница киргизской области приблизительно совпадала бы с нынешней этнографической границей турецких народностей (так называемых "сибирских татар", со времени революции называющих себя хакасами) с самоедами и тунгусами. Область енисейских остяков начинается теперь гораздо севернее, у деревни Анцыферовой, но сохранились воспоминания о том, что прежде они жили гораздо южнее. Если имеется в виду поворот Енисея ниже впадения Кана (что более соответствовало бы определению стран света), то северная граница киргизской области (и распространения турецкого языка) была бы тогда гораздо южнее.

Китайцы говорят еще, что "прежде хягасское государство зависело от дома Сеяньто, который имел там своего гелифу для верховного надзора". Слово гелифа, по другой транскрипции сылифа, есть, как теперь доказывают, встречающийся в орхонских надписях турецкий титул эльтебер. По степени политического значения надписи различают два типа народов (будун): народ с эльтебером (эльтеберлиг будун) и народ с каганом (каганлыг будун);

титул эльтебер стоял ниже титула каган и давался предводителям небольших народов, не имевших самостоятельной политической жизни. Дом Сеяньто принадлежал к числу турецких владетельных домов, причем китайцы говорят, что "поколение Сеяньто составилось из двух родов, Се и Яньто". Была попытка объяснить эти названия как транскрипцию турецких слов сир и тардуш. Слово сир встречается только в одной надписи, в сочетании тюрк сир будун, причем из текста не видно, надо ли понимать слово сир как собственное имя или как нарицательное;

слово тардуш встречается очень часто как название одной из двух главных ветвей турецкого народа, но сочетания сир тардуш в надписях нет, а потому толкование слов се-яньто, предложенное Хиртом, остается сомнительным;

в новейшем труде об орхонских надписях, принадлежащем Томсену (известно, что Томсену принадлежит и честь открытия ключа к чтению надписей), оно не принято.

В главе Тан-шу о покорении Сеяньто киргизы не упоминаются. Из приводимых ниже данных можно заключить, что возвышение Сеяньто в Восточной Монголии относится приблизительно к тому же времени, как могущество западно-турецкого кагана Дулу, так что киргизы,. по-видимому, в одно и то же время подверглись нападениям двух ветвей турок-огузов, с востока и запада. Сеяньто возвысились в первый раз в начале VII в. в связи с поражением победоносного некоторое время западно-турецкого кагана Чуло; в 611 г. Чуло был вынужден удалиться в Китай. Сеяньто в это время действовали в союзе с другим турецким народом, уйгурами, юго-восточными соседями киргизов, занимавшими страну от Селенги к западу; потом между ними произошел разрыв, и в 629

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»