Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Избирательные системы и их функционирование в России

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


число должно быть соответственно не менее 0,5% от общего числа избирателей. Для избирательных объединений и блоков, выдвинувших федеральный список кандидатов, за исключением случая внесения избирательного залога, число подписей должно составлять не менее

Таблица 1

ПолитическиесилыизбранныевДумупопропорциональнойсистеме 1993 г. 1995 г. 1999 г.

(численный состав, чел.)

Либерально демократическая партия России 59 50 17 (“Блок Жириновского”)

“Выбор России” (с июня 1994 г. партия “Демократический выбор России”, прекратившая самостоятельное существование в мае 2001 г.) Всего 52 0 ДВР

участвовала в блоке с СПС

Партия Российского единства и согласия 18 0 не участвовала

“Женщины России” 21 0 0

“Яблоко” 31 16

Демократическая партия России 21 самостоятельно не участвовала не участвовала

Аграрная партия России 21 0 самостоятельно не участвовала

Коммунистическая партия РФ 32 99 67

“Наш дом - Россия” не участвовал 45 -

“Единство” (“Медведь”) не участвовало не участвовало 64

“Отечество – вся Россия” не участвовало не участвовало 37

“Союз правых сил” не участвовал не участвовал 24

200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. В случае проведения досрочных выборов число подписей должно составлять 100 тыс.; внесение избирательного залога вместо списков в поддержку выдвижения кандидата или избирательного блока. В случае проигрыша на выборах этот залог перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход Федерального бюджета, а в случае победы – возвращается кандидату или избирательному объединению, блоку.

Весьма важными новшествами в российском избирательном законодательстве 1999г. являются также следующие. Новые нормы Закона «О выборах депутатов Государственной Думы»..., гласят:

4. «Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также последовательно в порядке числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу».

Новый избирательный закон явился плодом продолжительной дискуссии между различными силами в российской Государственной Думе и в обществе, которая не закончилась с принятием закона. Обобщив правоприменительную практику избирательного законодательства за период с 1998 по 2000 г, Центризбирком РФ представил на суд общественности доклад “О совершенствовании и развитии избирательного законодательства”. По предложению ЦИК в будущих выборах, как Государственной Думы, так и президента страны, особую роль должны играть крупные политические партии. По новому законопроекту “О политических партиях” их число должно резко сократиться: со 180 на конец 2000 г. до нескольких. Сокращение должно произойти за счет ужесточения количественных требований. По новому законопроекту численность партий должна составлять как минимум 10 тыс. человек, она должна будет иметь отделения в большинстве регионов страны, и в каждом из них должно состоять не менее 200 членов. Предполагается также перевести партии частично на госбюджет. В новый закон о выборах планируется внести и другие нормы. В частности, нормы, отделяющие законную информационную деятельность СМИ от незаконной (“информационных воин”), информацию от комментария. К информации, распространяемой в форме агитации, будут предъявляться требования достоверности.

Заметные изменения произошли и, очевидно, еще произойдут в законодательстве о выборах Президента Российской Федерации. Те выборы, которые состоялись 26 марта 2000 г., и в которых уже в первом туре победил В.В.Путин, набравший около 54% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, проводились по закону, принятому Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренному Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и подписанному Президентом Б.Ельциным 31 декабря того же года. Текст закона был опубликован 5 января 2000 г. В сравнении с предыдущим он содержал такие новые нормы, как, например, сокращение периода предвыборной гонки, увеличение в два раза (с одного миллиона до двух) числа подписей в поддержку выдвижения кандидата и др. Но более значимые новшества предполагались ввести в будущем. Проектируется, в частности, что на последующих выборах кандидатов на пост президента РФ смогут выдвигать только политические партии, как это принято, к примеру, в США.

В отличие от нижней палаты – Государственной Думы, верхняя – Совет Федерации – прошла через более сложный процесс трансформации. За период с 1993 г. механизм ее формирования трижды претерпевал кардинальные изменения.

Формирование Совета Федерации первого созыва осуществлялось путем прямых всеобщих выборах. Срок ее полномочий, так же как Государственной Думы первого созыва, определялся ст.7 Конституции РФ 1993 г. – два года. Но в отличие от депутатов Государственной Думы, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты Совета Федерации делали это на непостоянной основе. Особенно зримо это проявилось после того, как Совет Федерации стал формироваться по статусному принципу, то есть когда каждый субъект РФ начали представлять в Совете Федерации два его высших должностных представителя – глава исполнительной и глава законодательной власти. По существу, в процессе трансформации механизма формирования верхней палаты парламента произошел фактический переход от прямых выборов членов Совета Федерации непосредственно населением к особой разновидности косвенных выборов, при котором членство по должности сочетается, как правило, с выборным характером той или иной должности. А унифицированный принцип формирования Совета Федерации сменился частично децентрализованным, или дисбалансированным, при котором одинаковый статус члена верхней палаты достигается различным порядком обретения соответствующего статуса в регионах.

Чтобы ликвидировать эту диспропорцию и превратить Совет Федерации в постоянно действующую верхнюю палату парламента, члены которой занимались бы законотворчеством на постоянной основе, В.Путин выступил инициатором изменения механизма ее формирования.

В соответствии с новым законом, принятым Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобренным Советом Федерации 26 июля 2000 г. и подписанным Президентом В.Путиным 5 августа этого же года, Совет Федерации будет формироваться следующим образом. Как и ранее, в соответствии с Конституцией РФ, в него будут входить по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По новому закону представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочия этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта государственной власти назначается высшим должностным лицом данного субъекта на срок его полномочий. Данное назначение оформляется указом (постановлением) этого лица, и оно вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против состоявшегося назначения.

В соответствии с новым законом члены Совета Федерации, которые являются таковыми по своей должности, будут продолжать исполнять свои полномочия до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в уставном законе 2000 г. порядке новых членов Совета Федерации.

Одновременно с реформой механизма формирования верхней палаты был изменен и дополнен федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Эти изменения и дополнения дали право президенту страны, как и руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, досрочно отрешать от должности (или письменно предупреждать о возможности принятия мер) глав муниципальных образований. Основанием для таких действий являются решения судов. Досрочно может быть распущен представительный орган местного самоуправления в случае, если им не отменены нормативные правовые акты или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»