Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Норма права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


политическому строю, другим объективным социальным потребностям.

К числу основных свойств правовых норм в юридической литературе относят также их динамизм, то есть постоянное совершенствование в соответствии с меняющимися потребностями жизни, системность, проявляющуюся в том, что воздействие каждой правовой нормой на общественные отношения всегда связано, осуществляется в комплексе с воздействием на эти отношения со стороны других правовых норм и абстрактности. «Как результат научной абстракции норма права есть правило, основанное на глубоком обобщенном познании сущности явлений, - пишет Р. О. Калфина, - она представляет собой абстракцию, адекватно отражающую сущность регулируемых отношений». Абстрактно же формулируемые нормы характерны для развития в технико-юридическом отношении правовых систем, прежде всего в нормативно-законодательных. Абстрактный характер правовых норм демонстрирует мощь, глубину нормативного способа руководства обществом.

Таким образом, норма права – это своеобразный строительный материал из которого складывается все правовое здание, это общеобязательные формально определенные правила поведения, исходящие от государства и охраняемые им, которые представляют участникам общественных отношений данного вида юридические права и возлагают на них юридические обязанности. Она характеризуется как масштаб для поведения соответствующих субъектов и их правомерных требований к другим лицам, образец определенных отношений, мера для оценки соответствующими органами определенного фактического поведения в качестве правомерного, требование чего-либо, имеющее категорический характер, как регулятор общественных отношений. Она не только социально полезна, но и общественно необходима, поскольку является решающим средством обеспечения целостности общества, предотвращает распад и исключает анархию.

Поэтому юридическая норма отличается единством, целостностью, своего рода неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания нормы, связь и соотношение ее компонентов, которой свойственна своя типовая схема (модель). Главное в этой типовой схеме – нормативное построение интеллектуально волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение имеет характер общего правила, особенности которого с конструктивной стороны заключены в единовременно существующих нормах – предпосылках и логических нормах. Логическая норма воплощает в себе классическую композицию нормативного материала. Это выявляемое логическим путем общее правило, которое отражает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих государственно-властную, регулятивную природу.

Норма–предписание содержит государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное установление непосредственно выражается в тексте нормативного юридического акта.

2. Внутреннее строение, связь элементов, образующих структуру нормы, отличаются жесткостью, «неразрушимостью». Причем, «эти элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) объединены не на началах иерархической зависимости, как это характерно в основном для связи элементов внутри отраслей институтов права, а на началах синтетической зависимости»1

Структура логической нормы в философской литературе справедливо рассматривается в виде системы объективно существующих трех основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза – та часть нормы, которая указывает на условия действия правовой нормы. Диспозиция – та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция – та часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

С. С. Алексеев полагает также, что при более строгом подходе в логической норме следовало бы выделить и четвертый элемент: ту часть, которая указывает на круг регулируемых отношений или на субъектов этих отношений.

Элементы логической нормы условно можно расположить по такой схеме: «если – то – иначе»

1.Советское государство и право. 1976 г. №2

В текстах нормативных актов, действующих в настоящее время едва ли можно найти пример такого словесно-документального нормативного материала, которые бы соответствовали приведенной выше схеме. Однако, если перед нами юридическое предписание, то оно в ходе логического анализа должно неизбежно вписываться в структуру логической

нормы.

Развитие классового общества, сложность и многослойность свойственных ему отношений, нарастающее разнообразие общественных процессов, различие социально классовых задач, выполняемых правом, - все это предопределяет необходимость дифференцированного, конкретизированного правового регулирования. Поэтому специализация – одно из проявлений «собственно правового» развития правовой системы. Суть этого процесса условно может быть названо разделением труда между нормами, в результате которого те или иные нормы и их комплексы все более сосредотачиваются на выполнении определенных операций, конкретизируется содержание норм и одновременно происходит интеграция в регулировании общественных отношений. Специализация, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что единой универсальной модели, структуры, свойственной всем юридическим нормам, нет.

Существуют нормы материального и процессуального права. Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав охраняемых законом и интересов участников общественных отношений. Нормы материального права регулируют общественные отношения, служащие удовлетворению различных потребностей, и устанавливают меру юридических прав и обязанностей участников. И та право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений. Наличие указанных задач предопределяет разделение материальных норм (норм-правил поведения) на два основных вида: нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организационного характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формируют положительные влияния в праве (право на труд, на пенсионное обеспечение, воинская обязанность и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры наказания за дисциплинарные проступки и т.п.)

С учетом специализации права для юридической нормы–предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

а) гипотезы – части нормы, указывающей на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых вступает в действие; б) диспозиции или санкции – части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (право-установительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией. Она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции. Она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к лицам, не соблюдающим предписания правовых норм.

Устанавливая санкции за нарушения правовых норм, государство охраняет тем самым правопорядок, воспитывает в гражданах сознание необходимости соблюдения предписаний этих норм.

В силу разнообразных возможных действий и поступков, представляющих нарушение правовых норм, разнообразные и невыгодные последствия, которые наступают для нарушителей как отрицательная реакция государственных органов на эти действия и поступки. Поэтому классификация санкций правовых норм может быть проведена по различным основаниям. Так, по характеру устанавливаемых мер воздействия и органов, назначающих эти меры воздействия, система санкций делится на следующие виды:

а) уголовно-правовые санкции заключаются в применении мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, штраф и др.);

б) административные санкции означают применение мер административного воздействия за административные проступки (предупреждение, штраф, конфискация имущества, арест от 3-х до 5-ти суток и др.);

в) дисциплинарные санкции заключаются в применении мер дисциплинарного воздействия за нарушение обязанностей по службе, трудовой или учебной дисциплине, установленных для лиц состоящих в соответствующих правоотношениях (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок от трех месяцев, увольнение и т.п.);

г) другие санкции, которые определяют меры принимаемые органами государства в целях прежде всего восстановления нарушенного правопорядка. Таковыми являются: принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанностей возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др. Это так называемые имущественные санкции.

По степени своей определенности санкции правовых норм могут быть разделены на определенные и относительно определенные. В определенных санкциях точно и конкретно указывается мера воздействия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»