Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Основные правовые системы современности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


предписаний. Вместе с тем, значительный круг общественных отношений регламентирован нормами английского права.

Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской общины являются религиозные книги — шастры. Их — три вида: дхарма (наука, указывающая на должное поведение людей. Она не различает религиозные и юридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наука удовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию, регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман — в соответствии с брахмой, правители и торговцы — с артхой, а женщины — с камой.

Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками — это их легитимность на уровне государства.

Дхармы изложены в специальных трактатах — дхармашастрах. Наиболее известны из них — законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлен традицией.

Другой вид сборников права — это нибандхазы, которые являются комментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям.

Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи, так как шастры не состоянии в силу своей древности регламентировать весь спектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственные обычаи.

Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли в качестве источников права. Кроме всего прочего к источникам индусского права можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума.

Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормы по данному вопросу.1

4.2.Современные тенденции.

Современная же доктрина изложена в книге, носящей название виавахара. В ней содержатся нормы, которые имеют более близкое отношение к современному западному праву. В начале виавахары говорится об отправлении правосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих частное и уголовное право.

Следует отметить тот факт, что в течение XVI — XVII веков на территории Индии господствовало мусульманское право, но с XVII — XVIII вв. Англия фактически установила свою власть в Индии, привнеся в её право свои собственные черты. С этого момента индусское право начало свою деформацию, в результате чего нормами шастр стал регулироваться только определённый круг отношений, а главенствующее положение заняли нормы английского права.

В настоящее же время, после провозглашения независимости Индии, право также обрело большую независимость. Верховный суд получил право подтвердить или отбросить судебные решения, принятые в период британского господства. Конституция Индии, идя по пути модернизации права, запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Было запрещено многожёнство, разрешено вступать в брак представителям различных каст (так как сами касты отменены). Правовое положение женщины законодатель пытался поставить в один ряд с правами мужчин.

Раздел V. Правовые системы стран Африки

Население Африки в течение многих веков жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни.

Обычаи Африки были многочисленны. Каждая община имела свои собственные нравы и традиции. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. В то же время были значительные различия в других сферах жизни племен: одни народности имели монархический режим, другие демократический; в одних царил матриархат в других патриархат.

Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.

С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки. Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам.

Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку.

В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев.Позиция англичан, с одной стороны, и латинских народов — с другой, была, в принципе, различной.

Французы, испанцы и португальцы проводили политику ассимиляции, основанную на постулатах — равной ценности людей и превосходстве европейской цивилизации.

Англичане, напротив, проводили политику косвенного управления; в целом они менее стремились к преобладанию их концепций на подвластных территориях.

Противоположность этих двух политик очевидна. Формула колонии, непосредственно управляемой метрополией, была принята в латинских странах; англичане же более охотно склоняются к формуле простого протектората.

Однако, несмотря на указанный различный порядок управления, практика была в значительной мере одинакова. Это хорошо заметно, если проанализировать достигнутые результаты. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю — примыкают к системе романо-германского права.

В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава — колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

Эволюция права, имевшая место во времена колонизации, была необходима. И получение независимости африканскими странами ни в коем случае не означало реакции на эту эволюцию. Все право западного толка, установленное державами — колонизаторами, было подтверждено в новых государствах.

В то же время, вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить.

В заключение следует сказать, что хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Раздел VI. Социалистическое право.

6.1.Характеристика и историческое развитие социалистического права

Ряд английских и американских авторов относит систему советского права к романо-германской правовой семье, отказываясь видеть в ней какую-то оригинальность, исходя из сходства терминологии и концепции правовой нормы советского права и права романо-германской семьи. Юристы же социалистических стран (Денисов А. И., Васильев А. М., Александров Н. Г., Ромашкин П. С., Королёв А. И., Мокичев К. А.)1 отрицали такую позицию, утверждая, что право — это надстройка — отражение экономической структуры. А экономическая система социалистических стран явно не похожа на капиталистическую.

После 1917 года Россия, перестав быть капиталистическим государством, изменила и своё право. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, в 1924 — Конституция СССР. 20е годы XX века были периодом интенсивной кодификационной работы, так как были принят ряд кодексов: ГПК, ГК, УК, УПК, КЗоТ, Земельный Кодекс, и разрабатывались проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Право других социалистических стран. Развитие права в Венгрии, Польше, Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию права в Германии, Австрии, Франции.2 Здесь существовала прочная юридическая традиция: право рассматривалось как одна их фундаментальных опор общества.

Албания, Болгария, Румыния, Сербия первоначально находились под влиянием не европейского, а византийского права. Турецкое завоевание этих стран, также как и монгольское на Руси, затормозило их правовое развитие. В юридическом плане в этих странах правовая основа не была сломана при переходе к социалистическому типу государства, как в России. Право пытались сохранить настолько, насколько оно могло существовать при социалистическом строе. Старые законы толковались по-новому, были проведены большие законодательные и кодификационные работы. Право передавало средства производства в руки народа.

6.2.Источники права.

«Под источником права советский юрист понимает, прежде всего, экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине, обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны… и только во вторую очередь советская доктрина называет источниками права технические приёмы, с помощью которых создают, находят или уточняют юридические нормы.» Тем не менее, я считаю нужным показать классификацию источников права соц. стран и, в первую очередь, бывшего СССР с точки зрения на источник права, именно как техническое средство законодателя. Целью этого является сравнение источников права основных правовых семей мира (а следовательно и самих правовых семей).

Основным источником советского права являлся закон, но в отличие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»