←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Контрольная работа № 00
по предмету «Основы теории государства и права»
Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.
Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:
а) явление общественное;
б) явление политическое;
в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является
аппаратной (имеет механизм осуществления),
суверенной (не зависит от иной власти),
легитимной (опирается на закон).
Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
Третий признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.
Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.
П. Отличие государства от других политических организаций общества
0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население;
в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;
б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;
в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним
Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Вопрос 2. Понятие формы государства.
Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.
Другими словами, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.
I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.
Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика.
Характерные черты государственного правления
МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА
существование единоличного носителя верховной государственной власти выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер
династическое наследование верховной власти наличие выборного главы государства
пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти на при каких обстоятельствах избрание органов верховной государственной власти на определенный срок
власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией») производность государственной власти от суверенитета народа
отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства юридическая ответственность главы государства
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее.
Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
МОНАРХИЯ
Абсолютнаянеограниченная Конституционная (ограниченная)
дуалистическая парламентарная
МОНАРХ верховная государственная власть – законодательная, исполнительная, судебная исполнительная власть, формирует правительство, ответственное перед ним представительские функции: формально утверждает состав правительства, подписывает законы, принятые парламентом
ПАРЛАМЕНТ нет законодательная власть, при этом монарх налагает вето на законы, принятые парламентом законодательная власть
РЕЖИМ Авторитарный Демократический Демократический
СТРАНЫ Саудовская Аравия
Российская Империя до 1906 г. Марокко
Иордания
Кувейт
Бахрейн Великобритания
Бельгия
Дания
Примечания В таком государстве нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Практически дуалистическая монархия как форма государственного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|