←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8
2МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
2РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ
2МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2КУРСОВАЯ РАБОТА
2ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2СТУДЕНТА 1 КУРСА
2ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА
2АХМЕТОВА АСЛАНБЕКА МАГОМЕДОВИЧА
2Тем : ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
2МАЛЬЦЕВ Г.В.
2МОСКВА 1995.
.
- 2 -
2КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
2ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
2ПЛАН.
1. Понятие и призн ки пр вового госуд рств .
2. Систем р зделения вл стей в пр вовом госуд рстве.
3. Верховенство з кон .
4. Пр в и свободы человек в системе ценностей.
5. Вз имн я ответственность личности и госуд рств .
6. Соци льн я и юридическ я з щищенность личности.
7. Пр ктик ст новления пр вового госуд рств в России.
***
.
- 3 -
2ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Историческ я п мять хр нит нем ло поучительных и плодот-
ворных идей о совместимости госуд рств с пр вом. Пр вовое го-
суд рство - это продукт нового времени. Ни древность, ни сред-
ние век не зн ли пр вового госуд рств . Хотя, к к пол г ют не-
которые юристы, идея пр вового госуд рств уходит своими корня-
ми в нтичное общество. В основе современных концепций пр вово-
го госуд рств леж т идеи немецкого философ К нт
(1724-1804гг.), фр нцузского просветителя и пр вовед Монтескье
(1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.
т ких, к к Гуго Гроций, Спиноз , Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Рус-
со. Эти ученые пол г ли, что н смену полицейскому, бюрокр ти-
ческому госуд рству эпохи бсолютизм (которое К нт н зыв л го-
суд рством произвол ), должно при ╧йти 0 пр вовое госуд рство, в
основе которого лежит идея втономной личности, обл д ющей не-
отъемлемыми, неотчужд емыми пр в ми. Вз имоотношения личности и
госуд рственной вл сти в условиях пр вового госуд рств принци-
пи льно иные, нежели в бсолютистском госуд рстве, ибо для пр -
вового госуд рств х р ктерно огр ничение госуд рственной вл с-
ти, связ нность ее пр вом и з коном.
Концепция пр вового госуд рств у И.К нт сводятся к сле-
дующим тезис м: источником нр вственных и пр вовых з конов выс-
туп ет пр ктический р зум, или свободн я воля людей; человек
ст новится мор льной личностью, если возвысился до поним ния
своей ответственности перед человечеством в целом; в своем по-
ведении личность должн руководствов ться требов ниями к тего-
рического импер тив , который сводится к следующему: "поступ й
т к, чтобы ты всегд относился к человечеству и в своем лице; и
в лице всякого другого т к же, к к к цели, и никогд не отно-
сился бы к нему только к к к средству" и "поступ й т к, чтобы
м ксим твоего поступк могл ст ть всеобщим з коном"; пр вом,
основ нным н нр вственном з коне, должны быть определены гр -
ницы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лиц не противоречило свободе других; пр во призв но
обеспечить внешне бл гопристойные, цивилизов нные отношения
между людьми; госуд рство - это соединение множеств людей,
подчиненных пр вовым з кон м. Или "госуд рство в идее, т кое,
- 4 -
к ким оно должно быть" обяз но сообр зовыв ться "с чистыми
принцип ми пр в "; госуд рство призв но г р нтиров ть пр вопо-
рядок и строиться н н ч л х суверенитет .
Госуд рственно-пр вовые воззрения Монтескье сводятся к то-
му, что формы пр вления, формы госуд рственного устройств оп-
ределяют собой дух з конов и содерж ние з конод тельств ; осно-
выв ются н том, что принцип демокр тии - это добродетель, лю-
бовь к общему бл гу; исходят из того, что к "пр вильной" форме
госуд рств относится демокр тия, при которой верховн я вл сть
прин длежит всей м ссе н род и основные з коны здесь определя-
ют порядок под чи голосов, посредством которых выр ж ется воля
н род , сост в и способ деятельности н родного собр ния; пропо-
ведует любовь к отечеству, ув жение к з кону, поддержку сущест-
вующих порядков, р венство и умеренность состояний, охр ну се-
мейного достояния. Теоретическ я конструкция пр вового госу-
д рств , сложивш яся в политико-пр вовой доктрине ХVШ-ХХ вв.,
включ ет р зделение вл стей н з конод тельную, исполнительную
и судебную, верховенство пр вового з кон , вз имную ответствен-
ность личности и госуд рств , доминиров ние общедозволительного
тип пр вового регулиров ния в соответствии с юридическим прин-
ципом "дозволено все, что не з прещено з коном", уст новление
ре льных г р нтий пр в и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются н новом вит-
ке исторического р звития. Еще несколько лет н з д словосочет -
ние "пр вовое госуд рство" привычно ссоцииров лось с теми р з-
дел ми университетского курс , где критиков лись р зличные мо-
дифик ции з п дных доктрин с н логичным н зв нием и провозгл -
ш лось "соци листическое пр вовое госуд рство". Вызыв ет сомне-
ние н учн я осмысленность с мого сочет ния "соци листическое
пр вовое госуд рство". Прил г тельное "соци листический" ук зы-
в ет н господствующую форму собственности и н определенную
идеологию. Между тем, идея пр вового госуд рств неотделим от
мировоззрения, исключ ющего эту идеологию. Более того, идея
пр вового госуд рств уже подр зумев ет нтисоци листичность,
т.е. ч стную собственность в к честве первичной и исходной. В
н шем госуд рстве дел ется попытк не только возродить идею
пр вового госуду рств , но и претворить ее в жизнь. Безусловно,
этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
- 5 -
Для того, чтобы понять глубинную суть пр вового госуд рс-
тв , недост точно огр ничиться н бором хотя и в жных, но все же
внешних х р ктеристик (связ нность госуд рств пр вом, р зделе-
ние вл стей, н личие конституции), определенной системой прин-
ципов, институтов и норм. Суть пр вового госуд рств не в з ко-
нопослуш нии, р вно к к и не в обилии з конод тельных ктов, -
и то и другое есть призн ки не пр вового, полицейского госу-
д рств . Суть госуд рств пр вового - именно в х р ктере з ко-
нов, их соответствии пр вовой природе вещей, н пр вленности н
обеспечение суверенитет личности. Еще Гегель подчеркив л, что
хорошие з коны ведут к процвет нию госуд рств , свободн я
собственность есть основное условие блеск его.
В н иболее р звитом буржу зно-демокр тическом виде концеп-
ция пр вового госуд рств является соци льной ценностью всего
человечеств , уд чным сочет нием общечеловеческих и кл ссовых
интересов. В основе пр вового госуд рств , во-первых, должн
леж ть пр вов я экономик , не ком ндно-к з рменн я, обречен-
н я н дегр д цию из-з отсутствия внутренних стимулов к труду.
А, во-вторых, основой пр вового строя служит р звитое гр жд нс-
кое общество. Гр жд нское общество - систем экономических, ду-
ховных, культурных, нр вственных, религиозных и других отноше-
ний индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ссоци -
ции, союзы, корпор ции для удовлетворения своих духовных и м -
тери льных потребностей и интересов. Оно строится н принципе
с моупр вляемости, з щищено тр дициями, обыч ями, мор льными
норм ми и пр вом вмеш тельств госуд рств . Госуд рство - лишь
форм гр жд нского обществ . В нтипр вовом (тот лит рном, мо-
новл стном) госуд рстве
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|