Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Правовой статус президента

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


оглавление

Введение 4

Глава 1. Становление института президента в России 5

Глава 2. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти 8

Глава 3. Структура администрации президента 19

Глава 4. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ 22

Заключение 25

Библиография 26

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий которые определены ему по Конституции.

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации»

Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

Президент выступает как глава государства;

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

Президент обладает законодательными полномочиями;

В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

Глава 1. Становление института Президента в России

Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях.

В современном понимании президент республики — это глава государства.

Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.

В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в 1991 г.

Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Сталин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.

Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента.

При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала жить, а затем была подхвачена в период конституцион­ных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа ста­ла активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР. В 1990 г. этот вопрос стал предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и последним) Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.

Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должност­ное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать ука­зы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда на­родных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли про­тиворечить Конституции и законам. Съезд или Верховный Совет на осно­вании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в по­следующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и ру­ководители других высших государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государствен­ной службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти. Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны опреде­ляться специальными законами и иными нормативными актами.

Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окунькова, вни­мания. Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не мо­жет быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и обще­ственных объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях».

Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утра­тил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова, следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий, лидерами которых они являются. Думается, что в условиях острой полити­ческой конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности.

Эти суждения Л. А. Окунькова были высказаны в период, когда Прези­дентом России был Б.Н. Ельцин и существовали «условия острой полити­ческой конфронтации». В настоящее время, когда такой остроты в полити­ческой жизни страны нет, а Президентом России избран В.В. Путин, нам представляется, и мы уже об этом говорили раньше (§ 7 гл. VI), что нет не­обходимости ни теоретической, ни практической ратовать за «беспартий­ность» Президента, тем более что при любых обстоятельствах глава госу­дарства не может быть вне политики. Более того, по нашему мнению, Пре­зидент России — политик номер один. И от того, какую политику он осу­ществляет в стране, зависит очень многое.

Замена Советов народных депутатов другой системой представитель­ных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»